Про реальный и выдуманный вред энергетиков

28.11.2025 08:50  6003   Комментарии (108)

Попался тут интересный текст Федора Катасонова по поводу реального и выдуманного вреда энергетических напитков. 

Я сам энергетики в жизни никогда не употреблял. Сначала их просто не было, а когда они появились, я уже был с диабетом, поэтому ничего сладкого не пил по определению. 

Сын у меня периодически пьет один и тот же энергетик, но он делает это один-два раза в неделю, поэтому мы с женой по этому поводу особо не паримся. Но все-таки хотелось понять, что это такое, и насколько это в действительно вредно или не вредно. 

Когда где-то хотят поменять норму, перед этим обязательно проводят прогрев публики. В широко читаемых медиа, включая телеграм-каналы, начинают появляться регулярные посты на какую-то тему, которые потихоньку внедряют нужную мысль. Это мысль может быть хорошей: например, что классно перейти с автомобилей на велосипеды и общественный транспорт или что надо собирать мусор из парков. Вначале идет инфокампания, а потом, когда люди немного привыкнут, начинаются ограничения, штрафы и собственно законодательное изменение нормы.

Иногда эта мысль плохая: появляется много постов про мигрантов, например, и вред, который они наносят (инфекции, преступность — you name it). А иногда мысль, возможно, и неплохая, но продвигается с помощью дезинформации.

В последние месяцы в российских медиа/каналах то там, то сям появляются посты о страшном вреде энергетических напитков на фоне постепенного их запрета. Один из последних таких постов — совершенно вопиющая страшилка — про геймера из Питера, у которого якобы из-за энергетиков отнялись обе ноги. Даже несмотря на то, что он пил баночки в бешеных количествах, ноги отнялись все же не от этого.

Самая частая угроза, которая приписывается энергетикам в таких страшилках, — это панкреонекроз, то есть некроз поджелудочной железы. Это действительно страшное дело, никому не пожелаешь. Но причем тут энергетики?

В зарубежной литературе энергетикам приписываются совсем другие риски, о чем позже. Связь энергетиков с поражением поджелудочной железы встречается в двух типах статей (ссылки на примеры): эксперименты на мышах и единичные кейс-репорты, из которых нельзя сделать минимально достоверных выводов. Нигде энергетики не связывают с панкреонекрозом, но вроде бы нашли их способность обострять уже имеющийся хронический панкреатит. Если даже риск для поджелудочной от энергетиков есть, он несущественный, и такая страшилка — совершенная дезинформация.


Двадцать пять лет назад, когда я учился в институте, мой дядя, хирург, а затем эндоскопист, рассказывал мне, как они спасали человека с панкреонекрозом. Во всем винили баночный джин-тоник. Для тех, кто юн, поясню, что в начале 2000-х в России были страшно популярны разнообразные алкогольные напитки, которые делали в основном, добавляя в спирт, не прошедший органолептический контроль (то есть несъедобный), всякие вкусовые добавки. Были такие «вина», было множество «коктейлей», типа джин-тоника, а также алкогольно-энергетические напитки, где к спирту добавляли кофеин. Связь таких напитков с панкреонекрозом куда яснее, и обусловлена она алко-компонентом, а не кофеином.

Возможно, именно из тех историй миф о связи энергетиков с панкреонекрозом и пророс в российской медицине.

А есть ли реальный вред от энергетиков и отличается ли он от вреда кофе? Поскольку, исследования на эту тему, как обычно, дают противоречивые результаты, давайте подумаем, что там вообще может вредить.

Что такое энергетический напиток? Во-первых, он никакой не энергетический — его энергетическая ценность меньше, чем у двух ломтиков белого хлеба (здесь и дальше я пишу про банки 250 мл). И вся она обусловлена сахаром, то есть если напиток без сахара, то у него вообще может не быть энергетической ценности. Энергия здесь — просто бренд.

Во-вторых, действующих веществ в энергетике два — кофеин и сахар. Все остальные (таурин, гуарана, женьшень, витамины группы B) присутствуют не всегда, не превышают разрешенных доз и имеют нулевой или очень ограниченный эффект. Понятно, что если энергетиками злоупотреблять (это значит как минимум превышать разрешенную суточную дозу кофеина, а это чуть меньше 3 банок в сутки), то любой маленький эффект может умножиться. Впрочем, никаких достоверных сведений о вреде конкретных компонентов энергетиков в тех количествах, которые там содержатся, нет. Они могут добавлять немного к стимулирующему эффекту кофеина, но по сравнению с ним они не играют большой роли.

В-третьих, кофеин в энергетиках точно такой же, как в кофе. Это не какой-то усиленный аналог, как синтетический амфетамин по отношению к натуральному кокаину. Кофеин, независимо откуда он был получен, работает одинаково и одинаковое время. Вопреки субъективному ощущению, кофеин не дает реального подъема энергии. Если говорить попросту, он скорее заставляет организм не ощущать усталость, не добавляя новых сил. Напитки с кофеином дают буст бодрости и концентрации, физическую активизацию и даже повышают настроение. Как и другие психоактивные вещества, кофеин работает за счет нашего организма. Когда эффект проходит, усталость накрывает еще сильнее. Кроме того, иногда кофеин не бодрит, а наоборот отрубает. Связано это как раз с количеством ресурса у организма. Отруб — признак того, что батарейка села (или что механизм заклинило на полных оборотах — такая метафора, может быть, даже точнее).

В-четвертых, содержание кофеина в энергетиках не выше, чем в кофе, а иногда даже ниже. Например, растворимый кофе кофеинизирован сильнее. Те формы приготовления, где кофе долго контактирует с водой, также приводят к большему содержанию кофеина.

Разумеется, у кофеина есть и негативные эффекты: тахикардия, гипертония, диарея и прочее. Они у энергетиков точно такие же, как у кофе. То есть любой, перепивший кофе, может почувствовать это на себе, особенно сердцебиение. Таким образом к реальным рискам относятся риски в первую очередь для сердечно-сосудистой системы, а не для поджелудочной.

Однако хроническое использование (кофеин может даже вызывать привыкание) несет больше рисков. Стимуляция нервной системы приводит к нарушению сна, которое снижает способности нервной системы к адаптации. Попросту говоря, меньше и хуже спим — организм хуже восстанавливается и хуже приспосабливается — растет стресс. Ну а дальше такое расточительное использование ресурсов тела может усиливать тревогу и депрессию, приводить к появлению симптомов стресса, вроде тиков, раздражительности, когнитивных нарушений и даже к психозу.

То есть вторая проблема энергетиков — действие на нервную систему и психику.

Убедительных данных, которые подтверждали бы вред энергетиков такого рода, нет. Есть свежий сингапурский мета-анализ, который обнаружил некоторую связь между потреблением энергетиков и повышением депрессии и суицидальных мыслей. Однако все найденные связи были низкой или очень низкой достоверности и множество факторов осталось без контроля. По их результатам, повышение потребления энергетиков приводило к повышению риска суицида, тогда как повышение потребления кофе больше 60 чашек в месяц приводило к снижению риска суицида. Эти цифры в отрыве от реальной картины мало что значат. Изначально более склонные к суициду могут чаще употреблять энергетики. Стресс также может повышать и потребление, и риск. Не было контроля по другим психоактивным веществам (а энергетики часто употребляют с другими психоактивными веществами), а также по психиатрическому анамнезу и применению антидепрессантов. Кроме этого, сами авторы понимают, что это ассоциация, а не причинно-следственная связь.

Другое исследование смотрело изменение потребления энергетиков и изменения в самооценке по шкале стресса, депрессии и тревоги в 20 и 22 года. Повышение потребления энергетиков было ассоциировано с худшими оценками по шкалам (причем, у мужчин, у женщин — скорее наоборот). Однако и здесь было много ограничений: субъекты оценивали себя сами, а множество важных факторов не контролировалось.

Ни одного мощного и ультимативного исследования, которое доказывало бы, что энергетики значимо повышают риски психиатрических состояний, пока не проведено. Однако мы понимаем, что задатки для этого есть, потому что кофеин провоцирует истощение, что естественно может привести к усугублению любого психиатрического или неврологического состояния. 

Другой вопрос: чем же вред от энергетиков отличается от вреда кофе? Возможно, ничем. А возможно, как это пытаются обосновать некоторые авторы, в кофе содержатся дополнительные вещества (в частности, полифенолы), которые смягчают вредное действие кофеина. То есть кофе — это более контролируемый вред. Возможно и так, не знаю. Но я, например, при потребности ободриться предпочту энергетик кофе по одной простой причине — от кофе у меня изжога. И этот вред перевешивает для меня довольно зыбкую разницу во вредности между этими напитками.

Второе вредное вещество в энергетиках — сахар. Это также не уникально, сахара там не больше, чем во многих других, недемонизированных продуктах. Но все же это дополнительный сахарный удар, со всеми рисками, к которым приводит повышенное потребление сахара: метаболический синдром, диабет, атеросклероз и пр. Энергетики без сахара этих рисков лишены, однако некоторые сахарозаменители несут свои риски, поэтому совершенно безвредной такую замену назвать нельзя.

Таким образом, энергетики несут риски, равные или немного превышающие риски от кофе в эквивалентных по кофеину дозах. Всем людям, которым не показан кофеин: детям, беременным, гипертоникам, бессонникам и пр., не стоит пить энергетические напитки. Хроническое употребление несет риски для сердечно-сосудистой и нервной систем, приводя к истощению и, как следствие, могут усиливать или способствовать развитию психиатрических состояний. Кроме того, энергетики с сахаром несут дополнительные риски для эндокринной системы, приводя к нарушениям жирового обмена.

Энергетики могут быть опаснее кофе из-за своей доступности, дешевизны, простоты транспортировки и приготовления. Все это может приводить к бесконтрольному потреблению, которое умножает все указанные проблемы.

Смерть от энергетиков случается очень редко и лишь при злоупотреблении или смешивании с другими веществами. Сравнивать вред от энергетиков с вредом от алкогольных напитков просто смешно.

В общем, демонизирующий флер с энергетиков хочется снять. Это умеренно вредный продукт (менее вредный, чем алкоголь, никотин или множество аптечных лекарств), у которого есть ограничения по применению. Разовое употребление энергетика вреда практически не несет, если нет противопоказаний.

Вот простые правила безопасного употребления энергетиков:

— не стоит употреблять при нарушениях ритма, артериальной гипертензии и других сердечно-сосудистых заболеваниях, при глаукоме, бессоннице, повышенной возбудимости, выраженном утомлении, сахарном диабете, беременности, лактации, а также детям до 18 лет;

— не стоит употреблять в сочетании с алкоголем и другими психоактивными веществами, а также с некоторыми лекарствами (спросить у лечащего врача);

— не стоит злоупотреблять (не пить больше 2 банок в день, а вообще чем меньше, тем лучше);

— эпизодическое применение не несет каких-то особенных достоверных рисков.

Ну и последнее. Если вы увидели, что ваш ребенок пьет энергетик, не надо паниковать. Не надо относится к нему, как к яду: кофеин — не героин. Не надо ругать и репрессировать. Не надо пересказывать необоснованные страшилки: если ребенок их раскусит, доверие будет подорвано. Лучше рассказать ребенку, что это вещество, которое ворует у человека его собственную энергию, неся кратковременный подъем, но в изматывая в долгосрочном периоде. Что скоротечность эффекта приводит к тому, что люди пьют все больше, начинается злоупотребление — и тут риски становятся реально высокими. Что кофеин, судя по всему, безопаснее получать из кофе, тем более, что приготовление кофе — это сам по себе бодрящий процесс. Но если есть особенная ситуация, требующая острой концентрации или бодрости, то выпить разово такой напиток не опасно и точно лучше, чем поднимать себя другими стимуляторами, типа мефедрона, мельдония, амфетамина или метилфенидата.

Но лучше, конечно, делать зарядку.

Комментарии 108

Вот едете вы с работы на машине, за рулем и вдруг захотелось спать. Ехать еще долго. До кофейни тоже доехать надо и домой хочется скорее.
Заранее спрятаная в салоне банка энергетика спасает жизнь.
28.11.25 21:25
0 2

Не нашел каких-то исследований, но в большинстве статей утверждается, что вредно употребление кофе свыше 500-700 мг кофеина (6-8 чашек) в день. Это довольно много. Но, опять-таки, какой-то статистики и глубоких исследований вреда кофеина не встречал, скорее общее заключение, что много кофеина - это плохо.
Ну так, и обычная вода, если ее по 5 литров в день хлебать, тоже до добра не доведет.
По поводу буста организма - имхо, чашка любого горячего напитка утром помогает взбодриться. А днем лично меня кофе никак не бустит. Впрочем, обычно я пью одну-две, редко три чашки за день.

Сахар в энергетиках вреден тем, что в отличии от Кока-колы и прочих шипучек, он там скрадывается кислотностью (во всяком случае, в тех энергетиках, что я пробовал).
aag
28.11.25 19:53
1 0

Люблю ред булл за его вкус, пью раз в неделю максимум - чаще боюсь )

А известный английский нападающий Джейми Варди (футбол) вообще пьет его перед каждым матчем и не помер пока - даже чемпионом Англии стал
28.11.25 18:59
0 2

Я сейчас служу в медчасти. И болезни ССС заметно помолодели. И практически у всех в анамнезе злоупотребление энергетиками. Пацаны херачат по 2-3 литра каждый день.
28.11.25 18:47
0 0

По заголовку сначала представил других энергетиков
День Энергетика
А в целом, это извращение какое-то - выпить что-то не сильно полезное, чтобы повысить бодрость/работоспособность. Если уж травить себя, так для удовольствия
28.11.25 15:30
0 1

Иногда выпиваю баночку Ред Булла или Монстра с заправки, когда кофейни уже закрыты, а настроение охота улучшить.
28.11.25 15:22
2 3

За что минусы ? Поставил тебе плюс - жаль не могу два
28.11.25 19:00
0 1

один плюс по старой дружбе, он всегда тут. Другой -- не знаю. 😉
28.11.25 22:21
0 0

У местных подростков сейчас мода на мате. Пьют его по 2 банки в день. И в таком возрасте, когда ребенок уже целый день не дома и без присмотра, уже не запретишь. Приходится взывать к разуму.

У младших школьников была мода на энергетики в 5 классе, но к 6 она уже закончилась. Я слышала, что в Европе более жёсткие ограничения на количество кофеина в энергетиках, по сравнению с Америкой.
28.11.25 14:42
0 0

Я слышала, что в Европе более жёсткие ограничения на количество кофеина в энергетиках, по сравнению с Америкой.
Кофеин там чуть ли не самое безобидное же. В той же баночке Ред Була кофеина сопоставимое количество с чашкой эспрессо.
28.11.25 15:39
0 1

А мате чем не угодил? Травяной чай, кофеина не больше чем в других напитках.
у меня когда-тто целый набор чаев с тыквами был.
Этот фасован в бутылки как сотни других sweet tea напитков.
28.11.25 19:25
0 1

Катасонов
28.11.25 14:39
0 0

Касатонов. И Фетисов
28.11.25 15:23
0 0

Во-вторых, действующих веществ в энергетике два — кофеин и сахар.
У нас сейчас мода пошла - почти все энергетики без кофеина, без сахара. Витамины, таурин, минералы - цинк, магний, дальше уже травы/корешки и кто во что горазд.
Причем, в магазине смотришь - стелаж со стеклянными пузырьками напитков с витамином С и разными добавками, десятков видов (энергетики или нет?), далее классические энергетики от истоков (Red Bull и Красные Быки) и еще десятки наименований, чисто "химические", в основном без сахара и кофеина. Далее, стелаж с "травными" энергетиками, ведущими происхождение от китайских. Там полный разброд. Что-то с сахаром, что-то без. Что-то с витаминами. Что-то на вкус вроде ничего. Другое - противная микстура. Есть даже с алкоголем - 14 градусов. Жуткая травная смесь, на вкус как Рижский Бальзам в смеси с Егермейстером, но буквально десять грамм вышибают изо сна за минуту. Потом, стелаж с банками кофе, готовыми. И далее, любимые тайские смеси - пептиды, "латочкины гнезда" и прочие шаманские дела.

Так вот, що из них есть "энергетик, который убивает поджелудочную"? Они все в той или иной мере повторяют и расширяют ассортимент друг-друга.
28.11.25 14:25
0 1

Классно описал
28.11.25 15:23
0 0

друг-друга
"Ширится, растет заболевание".
28.11.25 16:23
0 1

Просто физически не могу пить всю эту бурду (энергетики). Вкус отвратный. Я лучше кофейку
28.11.25 14:15
0 4

Энергетик это кофеин+сахар+витаминки. По кофеину энергетик в два раза превышает колу. Литр колы = поллитра энергоса. По сахару эквивалент, как и по пузырькам.
За счёт содержания витаминок энергетик так то менее вреден "по совокупности" чем кофе и кола.
Без сахарный и а идеале не газированные энергетики надо детям прописывать - удобный формат потребления витаминов которых жителям северных стран хронически не хватает
28.11.25 13:50
1 1

Блин! Так у нас и кола - без сахара и без кофеина.

Ну в общем сказано верно - главная опасность энергетиков в простоте их употребления. Выпить стакан кофейного напитка на основе эспрессо требует его приготовления или похода в кофейню. Выпить банку энергетика - просто открыть банку. А так те-же 80 мг кофеина. В 250 мл чашке кофе из турки или фильтрованного кофеина в 2-2,5 раза больше, кстати 😄
28.11.25 12:38
0 1

А так те-же
А-так-те-же
28.11.25 12:41
1 2

Выпить банку энергетика - просто открыть банку.
так кофе в банках на той же полочке стоит рядом с энергетиками.
28.11.25 13:07
0 5

4 ложки сахара на неполный стакан еспрессо. Я вкус кофе там и не почувствую.
28.11.25 13:54
0 3

Я вкус кофе там и не почувствую.
Типичный Старбакс.
Вы пробовали эспрессо в Старбаксе? Я имел несчастье. Это жжёная горькая гадость без аромата, кислинки, вообще без ничего.
Только диким количеством молока и сахара можно это перебить.
28.11.25 14:24
1 4

Я имел несчастье. Это жжёная горькая гадость без аромата, кислинки, вообще без ничего.
Эспрессо, как эспрессо. Это ты кофейный сноб! 😄
28.11.25 14:34
3 2

Вы пробовали эспрессо в Старбаксе?
Не помню. Я в Старбаксе бывал крайне редко.
28.11.25 16:16
0 0

Это ты кофейный сноб!
😎В жизни наступает момент, когда доктор запрещает пить больше двух двойных еспрессо в день. Тогда приходится стараться получить удовольствие от кофе. И вот тут и начинается погоня за "кислинкой, ароматом", ощущением бархата на языке, когда пьешь еспрессо. Тогда понимаешь, что из поговорки, что кофе должен быть крепким, сладким и горячим, как поцелуй любимой женщины, остается только крепкий. Сахар врач запретил чуть позже, чем много кофе. А горячий... ну какой программер пьет горячий кофе? Да и обжигаясь я не чувствую того аромата. И ощущение мягкого бархата на обожженном языке тоже не почувствуешь.
В какой-то момент приходится заменять количество качеством. Как и в любви.
28.11.25 16:27
0 1

Говорят, кодеры любят, которые кофе не пьют.
когда доктор запрещает пить больше двух двойных еспрессо в день.
У меня давление, специально проверял -- никакого эффекта от кофе. Понижается от велосипеда. Так что по-прежнему 6 каждое утро. Раньше было 20 в течение дня 😉
28.11.25 22:23
0 0

Вообще не пью энергетики прежде всего потому что мне прям совсем невкусно. Почему-то у всех несмотря на вроде как разные вкусы есть общий хорошо узнаваемый "редбулловский" привкус, который мне совсем не нравится.
28.11.25 10:46
2 6

Интересно, кто ставит вам минусы?
Ведь человек просто говорит "мне невкусно", это же классический спор о вкусе фломастеров.
Но нет, два человека решили что ему должно быть вкусно, он неправ!
28.11.25 14:25
0 1

Почему-то у всех несмотря на вроде как разные вкусы есть общий хорошо узнаваемый "редбулловский" привкус, который мне совсем не нравится.
Потому что основа у всех практически одна. Кстати, у Adrenaline Rush, который оригинальный, этого привкуса нет.
28.11.25 15:42
0 0

Здесь принято ставить минусы не за содержание, а персонофицировно, т е за никнэйм. Даже если, тот которого мы не любим напишет - дважды два четыре, он отгребет полное лукошко огурцов. Завсегдатые привыкли и на минусы не смотрят, идиотов хватает везде.
bas
28.11.25 17:09
1 1

предпочту энергетик кофе по одной простой причине — от кофе у меня изжога
Мысль просто принять таблетку кофеина автором текста не рассматривалась?
Из прочитанного соглашусь с двумя тезисами: что не нужно истерить, если ребенок выпил банку этой фигни, и что нужно делать зарядку.
28.11.25 10:23
5 1

Мысль просто принять таблетку кофеина автором текста не рассматривалась?
Кофе - это хотя бы вкусно (для тех, кому он нравится). А зачем есть таблетки? Сам по себе кофеин, хоть и вызывает ощущение "ментального подъема", никакого измеримого эффекта на ментальные способности не оказывает, насколько я знаю.
28.11.25 10:59
1 5

А зачем есть таблетки?
Ради ощущения "ментального подъема".
28.11.25 11:08
1 1

Сам по себе кофеин, хоть и вызывает ощущение "ментального подъема", никакого измеримого эффекта на ментальные способности не оказывает, насколько я знаю.
Вообще, когда клонит в сон, кофеин помогает устранить эту сонливость. До определенного предела, конечно, но действительно помогает.
28.11.25 12:10
1 3

Я раньше пил очень много и колы, и энергетиков, но потом полностью отказался и уже лет 5 их вообще не пью. На мой взгляд, проблемы у них несколько другие:

Во-первых, они очень сбивают ощущение жажды, и если пьешь много колы или энергетиков, то тяжело сказать по ощущениям, хочешь ли тебе еще воды или нет.

Во-вторых, вкусовое химическое привыкание. Если подсесть них, то тебе хочется через какое-то время еще. Ощущения насыщения, как в водой, не наступает. Из-за этого часто пьешь их гораздо больше, чем кофе, из-за чего ухудшается сон.

Обратное тоже верно, если долго их не пить, то потом сильное желание их пить пропадает.

В третьих, в них либо тонны вредного сахара, либо сахарозаменители сомнительной полезности, и еще очень много содиума.

Для меня лично отказ от них сильно улучшил жизнь.
28.11.25 10:08
0 11

Там еще такой эффект, что сахар вытягивает воду из клеток, и организм требует восполнить водный баланс. И значит, хочется пить еще больше. И ты снова пьешь эту сладкую воду. Замкнутый круг.
28.11.25 10:26
0 1

сахарозаменители
Когда-то давно читал какую-то статью, якобы любые сахарозаменители вреднее сахара.

Дело было давно, подробностей не помню, по-моему, это даже была какая-то оформленная по всем правилам научная статья (вернее, статья была научпоповская, но в источниках была ссылка на реальное исследование, которое я тоже прочитал), но, как говорится, за что купил — за то продаю. Обосновывалось это тем, что организм «ожидает» сахар, но не получает его, из-за чего возникают какие-то сбои в налаженной биохимической системе. Возможно, я что-то за давностью лет путаю, поэтому прошу строго не судить, но в памяти отложилось так.

и еще очень много содиума
Интересно, что там вообще делает натрий и откуда он там?

P. S. В целом, с вашими субъективными ощущениями я согласен, у меня бывает примерно то же самое, когда колу пью.
28.11.25 10:32
2 0

любые сахарозаменители вреднее сахара
Противнее на вкус, однозначно!
28.11.25 10:47
1 2

Противнее на вкус, однозначно!
Это точно. Помню, как производители газировки внезапно под соусом «борьбы за здоровье нации» (а на самом деле, конечно, из соображений экономии) начали переходить на сахарозаменители, причём в некоторых брендах — втихаря.

Как-то я долго вообще не пил газировку, но увидел в магазине некогда любимый Mountain Dew, решил купить. Открыл, сделал глоток — жуткая дрянь, пить невозможно. Присмотрелся повнимательнее и увидел маленькими буквами приписку: «Новый рецепт». Присмотрелся ещё внимательнее и увидел ещё более маленькими буквами: «0 калорий». В остальном оформление один-в-один прежнее. Потом узнал, что точно так же поступили с Фантой и ещё какими-то напитками. Не выпустили отдельную заметную на полке «диетическую» версию, а просто молча заменили сахар.

Видимо, народ «заботу» не оценил, и продажи упали, потому что спустя пару лет сахар во все рецепты-таки вернулся.
28.11.25 12:30
0 1

или, другими словами, нарушение эндокринной системы, а она нам прям очень не лишняя
28.11.25 13:33
0 0

содиума
Его хлорид, к слову, нобходим нашему организму.
28.11.25 13:58
0 1

любые сахарозаменители вреднее сахара
Противнее на вкус, однозначно!
Нет. Сахар приносит столько вреда, что...
Что касается вкуса, так было когда-то, но устарело.
Стевия и сукралоза имеют естественный вкус и безопасны.
И если по сукралозе еще минимальные сомнения есть (на самом деле, нет), то уж стевия - хороша безусловно. Советую ее вместо сахара.
28.11.25 14:11
0 0

Когда-то давно читал какую-то статью, якобы любые сахарозаменители вреднее сахара.
Сахарозаменители вызывают такой же инсулиновый отклик в организме. А этого не надо делать, чтобы не насиловать зря бета-клетки поджелудочной железы.
28.11.25 14:27
0 0

Встречал мнение, что современные сахарозаменители довольно безвредны, но вызавают сильную тягу к сладкому, чуть позже. Типа, мы мозг обманываем, но он мстит.
28.11.25 14:32
0 0

Встречал мнение, что современные сахарозаменители довольно безвредны
Решил сейчас погуглить, нашёл вот такое исследование. Про бо́льший вред ничего не написано, опять же, возможно, меня просто память подводит. Но суть в том, что от диабета всё равно не спасают.

Several meta-analyses have explored the relationship between ASs and diabetes. The meta-analysis conducted by Azad et al. 65 revealed a positive association between ASs and T2DM risk. Similarly, Qin et al. 66 reported a direct link between ASs and T2DM. The most recent analysis, conducted by the WHO in 2022 62, found a higher incidence of T2DM associated with ASs and tabletop sweetener consumption.

Ну и плюс к этому там большой список разных других неожиданных побочных эффектов, включая мигрени и аллергические реакции.
28.11.25 14:54
0 0

Противнее на вкус, однозначно!
Не знаю, мне пепси макс или кола зеро вполне себе норм.
Хотя, в любом случае стараюсь не злоупотреблять.

Расскажите пож , в чем улучшение,
bas
28.11.25 17:13
0 0

Был раньше в России такой Red Devil. Типа энергетик с 9% алкоголя. Однажды, после нескольких баночек вечером, с утра мне на работу вызывали кардиореанимацию. Кажется, это был не очень полезный продукт
28.11.25 09:51
0 3

"Энергетик с алкоголем" — это примерно как в часовом механизме попытаться дёрнуть все шестерёнки разом в произвольных направлениях.
28.11.25 10:01
0 10

это примерно как в часовом механизме попытаться дёрнуть все шестерёнки разом в произвольных направлениях.
Не, все шестеренки -- это если бы он это всё занюхал кокаином.
28.11.25 14:36
0 0

Кажется, это был не очень полезный продукт
Ох, несколько баночек это еще был вариант лайт. Самое коварство этой и аналогичных смесей в том, что человек не отключался от выпитого. Если бы он просто выпил бы столько же обычного алкоголя, то скорее всего уже бы давно спал себе. Но тут непрерывный заряд бодрости в комплекте. В итоге алкоголя выпивало куда больше чем следовало бы. Брр.
28.11.25 15:46
0 1

Скажите, здесь перепись никогда не употреблявших вот это вот непотребство?
За кем я буду?
28.11.25 09:44
10 5

непотребство - потому что лично вам не нравится или потому что "Про реальный и выдуманный вред энергетиков" у вас есть однозначное мнение?
28.11.25 09:47
0 9

непотребство - потому что лично вам не нравится или потому что "Про реальный и выдуманный вред энергетиков" у вас есть однозначное мнение?
Вчера, кстати, первый раз видел живого кенгуру в природе. Мертвых то очень много на дорогах а вот живой и не в зоопарке в первый раз.
Так о чем это я, ах да.
Нет, своего мнения у меня нет, я же их не пробовал.
Я ютюб смотрел, там толстый, такой, дядька рассказывал, что конкуренцию, в каком-то смысле, кока-коле смог составить только отвратительный напиток в маленькой банке.
28.11.25 09:57
8 0

Вчера, кстати, первый раз видел живого кенгуру в природе.
Почему-то сразу вспомнилось "Кстати, о птичках..."

Почему-то сразу вспомнилось "Кстати, о птичках..."
Вот на кубе никогда не был, все еще впереди

на кубе никогда не был
Нечего там делать. толстый дядька в ютубе рассказывал
28.11.25 10:06
0 8

Скажите, здесь перепись никогда не употреблявших вот это вот непотребство?
Здесь перепись непонятно чего, какие-то рендомные темы.
28.11.25 10:31
0 0

Точно не за мной. Я раньше пил иногда.
В последний год даже и не помню, пил ли вообще.
28.11.25 14:28
0 0

Я честно говоря ни разу не пил энергенитик по совершенно другой причине. Если я хочу сделать задачу, то я ее и так сделаю. А если нет, то буду энергично отлынивать 😄 Кофе и чай пью, но знаю, что если нет желания что-то делать, то никакой напиток или ноотроп не добавит его. Разве что сделает слегка нервозным и перевозбужденным.
28.11.25 09:41
1 0

Если я хочу сделать задачу, то я ее и так сделаю.
они помогают в решении задачи типа "Засыпаю за рулем, до дома 100 км, останавливаться на полчаса на сон не хочу". Решение "так сделаю, желание ведь есть" может не сработать.
28.11.25 09:43
1 9

они помогают в решении задачи типа "Засыпаю за рулем, до дома 100 км, останавливаться на полчаса на сон не хочу". Решение "так сделаю, желание ведь есть" может не сработать.
Не, проверено, лучше поспать, хоть десять минут.
28.11.25 09:55
0 7

лучше поспать
Это другая задача, энергетик тут вообще не нужен.
28.11.25 10:00
0 1

Не, проверено, лучше поспать, хоть десять минут.
Летчики на B-29, когда в японию летали, держались на амфетаминах но сейчас за них в тюрьму.
28.11.25 10:02
0 0

Засыпаю за рулем, до дома 100 км, останавливаться на полчаса на сон не хочу
И в результате срубит на 50-м (а еще обиднее - на 90-м!) километре, причем резче и качественнее...

в результате
У каждого свой опыт действия на свой организм. Даже у тех, кто вообще не употреблял.

Поставим вопрос иначе. До дома 50 километров. Срубит через 25?
А так да, если глаза слипаются, то лучше найти место и остановиться. Если только обстоятельства позволят. А то и места не найти на автобане, и дети ноют, и есть хочется.

А то и места не найти на автобане, и дети ноют, и есть хочется
Получается что энергетик как аптечка всегда в машине? Так то обычная логика что купил на заправке и поехал дальше, но лучше уж там немного поспать, чем через 20-30 км влететь под фуру.
28.11.25 10:46
0 0

Моя обычная логика говорит "купил перед дальним броском и поехал".

лучше
Конечно. Но задача выглядит - "не хочу останавливаться", хотя мало кто читал до этого места.
28.11.25 10:51
0 1

Про "не хочу" всё понятно, каждый самоубивается как нравится, я комментировал именно мысль что вот прям надо и нигде не остановиться - по моему такое бывает исчезающе редко.
28.11.25 11:03
0 0

У меня по роду занятий бывают длительные ночные поездки. Таблетка гуараны или баночка энергетика очень помогали не заснуть за рулем. Но возрастная гипертония берет свое и приходится обходиться жвачкой, оказалось что она почти столь-же эффективна. 😄
28.11.25 11:16
0 0

приходится обходиться жвачкой
Там тоже есть забавная побочка - я через несколько лет осознал что без жвачки уже не могу нормально ехать больше пары часов, рефлекс выработался 😄
28.11.25 11:19
0 0

Получается что энергетик как аптечка всегда в машине?
В аптечке можно возить с собой таблетки... кофеина. Они места много не занимают, а стоят в разы дешевле кофе на заправке или энергетика в банке.
28.11.25 13:00
0 1

Не, проверено, лучше поспать, хоть десять минут.
Согласен, но лучше когда один, правда на 10 мин у меня никогда не получалось, если засыпал, то обычно просыпаешься, потому что уже под утро и замерз 😄 А вот, если едешь не один - то тут возникают ньюансы и энергетик может помочь, особенно, если речь о том, что нужно пол часа продержаться.
28.11.25 13:29
0 1

"Засыпаю за рулем, до дома 100 км, останавливаться на полчаса на сон не хочу".
Мой друг так заснул и уехал в кювет, при мне.
До города оставалось минут 40.
28.11.25 14:29
0 1

правда на 10 мин у меня никогда не получалось, если засыпал, то обычно просыпаешься, потому что уже под утро и замерз
++
28.11.25 14:38
0 0

Не, проверено, лучше поспать, хоть десять минут.
Кому как. Я, например, даже если отлично поспал и чувствую себя бодрячком, начинаю вырубаться просто от монотонности происходящего, когда N времени ровно едешь условные 80-90 без каких-либо толком маневров.
Поспать в данной ситуации не помогает никак.
28.11.25 15:50
0 0

Получается что энергетик как аптечка всегда в машине?
Ели еду на 150+ км, то да. Просто покупаешь несколько и кидаешь в машину. Пригодились - ок. Не пригодились - в двойне ок.
28.11.25 15:52
0 1

Мой друг так заснул и уехал в кювет, при мне.
Мой сын так заснул и уехал в кювет, при мне, спящем на пассажирском сидении. До гостиницы оставалось 40 км. Задержались из-за ремонта двигателя.
"Разбег, толчок, полет - и два двенадцать
Теперь уже мой пройденный этап"
Нам повезло, что был подпрыг и полет (с переворотом). Иначе так у трубы и остались бы.
Энергетик взять в тот раз просто забыли. Медицинскую страховку (это Мнишек, недалеко от Радома) тоже.
И по ночам с этого дня - 27.07.12 - больше не ездим. Ни с энергетиками, ни без.
28.11.25 16:59
0 0

Проверено: лучше выпить баночку энергетика и доехать.
28.11.25 17:27
0 0

менее вредный, чем ... никотин
Неочевидно.
28.11.25 09:35
3 3

менее вредный, чем ... никотин
Неочевидно.
Без доз на единицу массы и без скорости их введения утверждение "Х менее вредно, чем У" вообще не имеет смысла.
28.11.25 14:38
0 0

В России все запреты делаются только с одной целью, чтобы кто-то из администрации смог на этом заработать. Лучший способ устранить конкурентов - запретить.
28.11.25 09:28
0 3

Что касается омываек с метанолом - да. Изопропиловая монополия хорошо нагрелась на этом запрете.
28.11.25 14:29
0 0

Что касается омываек с метанолом - да. Изопропиловая монополия хорошо нагрелась на этом запрете.
А несчастное свинцовое лобби не занесло во-время.
28.11.25 14:40
0 0

Кофеин, детка!
28.11.25 09:18
0 0

"Кофеинум!" (с) Красная жара
28.11.25 09:59
0 2

:)
28.11.25 10:03
0 0

Стакан Кока-Колы с парой ложек быстрорастворимого Нескафе творил, помню, чудеса. Но то было 20 лет назад, сейчас здоровье не то, да и надобности нет.
28.11.25 09:12
0 2

Помнится в студенчестве был жестокий коктейль, который в нашей компании называли "Кабул": кола, кофе, водка. Я сам его не пил, если что, меня один состав несколько ужасает.
28.11.25 10:48
0 1

Засыпаешь в общаге, просыпаешься в Кабуле.
Без переднего зуба.
Без одного друга.
В компании с тигром.
28.11.25 14:30
0 2

кола, кофе, водка. Я сам его не пил, если что, меня один состав несколько ужасает.
На втором курсе мешал кофе с коньяком. У родичей воровал.
28.11.25 14:40
1 0

да, делал несколько раз такое. Вштыривало надолго, энергетики отдыхают. Но ниразу не полезно. На литровую бутылку колы столовую ложку кофе. Только потом очень сложно открыть)), пены море. брали с собой стакан 0,5 л, а потом ждали, когда пена осядет.
28.11.25 17:44
0 0

так есть же энергетики без сахара...
28.11.25 09:07
0 0

В последние месяцы в российских медиа/каналах
И потом три страницы обсуждения сказанного в российских каналах? Фейспалм.
28.11.25 09:06
5 2

И потом три страницы обсуждения сказанного в российских каналах? Фейспалм.
Там вообще три страницы обсуждения энергетиков как таковых, а не сказанного в российских каналах. Так что это у тебя фейспалм.
28.11.25 09:18
0 3

выпить разово такой напиток не опасно и точно лучше, чем поднимать себя другими стимуляторами, типа мефедрона, мельдония, амфетамина или метилфенидата.
Хороший совет, чтобы ребенок сразу знал чего искать когда энергетик перестанет вштыривать...
28.11.25 09:02
2 9

На меня энергетик не действует никак. Ну не знаю, если 5 банок выпить, может и подействует. То же могу сказать про кофе. То же могу сказать про большинство лекарств. Никак не действуют.
Только фенотропил иногда действует, но и то только после 4-х таблеток 100 мг.
28.11.25 09:00
1 4

не действует никак
А алкоголь тоже не действует?
28.11.25 09:15
1 0

То же могу сказать про большинство лекарств. Никак не действуют. Только фенотропил
Попробуйте галоперидол, говорят он лучше пробивает.
28.11.25 09:46
0 2

Почему-то вспомнился Уборщик из сериала Клиника
28.11.25 09:48
0 0

На меня энергетик не действует никак.
Кстати, плюсую. Тоже организм не реагирует на кофеин. В студенческие годы пробовал использовать энергетики во время ночных подготовок к экзаменам, но никакого бодрящего эффекта не замечал. В целом и с кофе, чаем, колой то же самое. Могу выпить большую чашку свежесваренного эспрессо и спокойно завалиться спать, хотя есть знакомые, которые после такой дозы ощущают заряд бодрости и сил. Мне как-то... никак) Эспрессо вкусный, спасибо, пойду посплю.
28.11.25 11:09
0 3

Эспрессо вкусный, спасибо, пойду посплю.
Это потому что вы пили эспрессо. Попробуйте экспрессо, судя по названию, от него эффекта больше. 😉
28.11.25 12:56
0 0

У вас нет избыточного веса случаем?
28.11.25 14:30
0 0

Могу выпить большую чашку свежесваренного эспрессо
Большой вопрос, что вы там пили.
Так как бывает одно из двух - или большую чашку, или эспрессо 😄
28.11.25 15:34
0 1

одно из двух - или большую чашку, или эспрессо
Не всегда. Есть же всякие еспрессоварки на 5-6 чашечек.
www.amazon.de
28.11.25 16:36
0 0

У Мелитты есть рецепты "красный глаз", "черный глаз" и "мертвый глаз" - к одной порции эспрессо добавляется 1-3 порции ристретто:
About the Black Eye Drink
Composition: A standard Café Crema base (essentially a large coffee, around 120 ml) with two additional 30 ml shots of ristretto added sequentially.
Strength: It is a very strong and intense coffee, designed for those who require a significant caffeine boost. The search results describe it, along with the "Red Eye" (one ristretto shot) and "Death Eye" (three ristretto shots), as an "absolutely killer drink" due to the high caffeine content.
Может оно?
Хотя это как и 250+ мл кофе из турки - коктейль "здравствуй, тахикардия".
28.11.25 20:43
0 0

Не всегда. Есть же всякие еспрессоварки на 5-6 чашечек.www.amazon.de
Это гейзерная кофеварка. То, что она готовит на эспрессо непохоже.
28.11.25 20:50
0 0
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 147
exler.ru 319
авто 484
видео 4401
вино 363