Потребление мяса и риск развития деменции

21.03.2026 12:00  2499   Комментарии (63)

Photo: Getty Images

Не пугайтесь, мясо есть можно и нужно, зависимость там, как выяснилось, обратная. 

Подробное исследование "Meat Consumption and Cognitive Health by APOE Genotype" (Потребление мяса и когнитивное здоровье в зависимости от генотипа APOE).

APOE genotype — это вариант гена APOE у конкретного человека, определяемый комбинацией двух его копий (аллелей), которые влияют на обмен жиров и риски некоторых заболеваний, особенно болезни Альцгеймера и сердечно‑сосудистых.

Генотип E4 связан с повышенным риском болезни Альцгеймера и некоторыми сердечно‑сосудистыми и метаболическими проблемами, причём риск выше при генотипе E3/E4 и особенно E4/E4.

Так вот, в исследовании проверяли, как влияет потребление мяса на риск развития деменции у людей из группы риска (генотип E4, E3/E4 и E4/E4). Выяснились интересные вещи, цитирую вывод из исследования. 

В рамках данного когортного исследования мы обнаружили, что у участников с генотипом APOE34/44 наблюдался ожидаемый повышенный риск когнитивного снижения и прогрессирования деменции по сравнению с участниками с другими генотипами при потреблении мяса в количествах, соответствующих целевым показателям действующих диетических рекомендаций.

Однако эта неблагоприятная связь отсутствовала при более высоких уровнях потребления, превышающих целевые показатели более чем в два раза. В совокупности с переосмысленными данными из исследований NHS37 и UK Biobank21, посвященных непереработанному мясу, эти результаты указывают на последовательное взаимодействие генов и питания, имеющее важные последствия для общественного здравоохранения. 

То есть люди, которые ели непереработанное (это важно, речь не идет о всяких колбасах) мясо в два раза больших количествах, чем существующие диетологические рекомендации, имели меньший риск развития деменции. 

А что у нас с диетологическими рекомендациями, сколько мяса они рекомендуют есть ежедневно?

Вот как-то так. И это рекомендации в РФ. ВОЗ советует 80–100 г красного мяса в неделю (около 11–14 г в день). EAT-Lancet: не более 98 г красного мяса (говядина, свинина, баранина) и 203 г птицы в неделю (14 г и 29 г в день соответственно).

15 граммов мяса в день или 30 граммов птицы? И это граммы продукта, а не содержимое чистого белка. 

Пытаюсь представить себе кусок с 15 граммами мяса. Он же на тарелке потеряется! Да и 30 граммов птицы - это примерно треть от куриной голени среднего размера. 

Я не знаю никого, кто следовал бы подобным рекомендациям. Самый стандартный подход - 30 граммов чистого белка на один прием пищи. А это граммов 130-150 говядины, свинины или баранины. И так - не менее двух раз в день, а чаще и три раза в день. 

Поэтому мне не очень понятно, кто вообще потребляет мясо в количествах, рекомендуемых ВОЗ. 

 

21.03.2026 12:00
Комментарии 63

Поэтому мне не очень понятно, кто вообще потребляет мясо в количествах, рекомендуемых ВОЗ.

Ну те самые, которые "не доедают".
22.03.26 09:29
0 0

А вот, кстати, нет ли подобного исследования по влиянию потребления мяса на возникновение рака прямой кишки? А то деменция то она конечно страшно, но до нее же еще дожить надо как-то.
22.03.26 08:52
0 1

Если вы про конкретный вид рака, то картина кажется проще, а вот в целом - все сложнее. Одни виды рака уменьшаются, другие наоборот.
22.03.26 13:30
0 0

Можно прикинуть.
Вот список частоты рака прямой кишки по странам
worldpopulationreview.com

А тут список потребления мяса по странам:
worldpopulationreview.com

Можно заменить, что самое большое потребление мяса(*) на душу населения в Аргнентине: 49 кг на человека в год, т.е. примернор килограмм в неделю. За ней с существенным отрывом Бразилия, США, Монголия, Израиль и т.д.
При этом по случаям рака кишки Аргентина в середине списка (26,1 случай) , в два раза меньше, чем у "чемпионов", Словакии (52 случая) . В США чуть выше (39), в Бразилии существенно ниже (16), Израиль -27. А Монголния вообще контрпример - номер 4 по потреблению мяса на душу населения, но при этом 8.2 случаев рака - в 6 раз меньше, чем в Словакии.
Ну и говоря о Словакии, у них 6.76 кг мяса на человека, в 7 с лишним раз меньше чем Аргентине, то есть они его практически не едят, а рака в 2 раза больше.

То есть зависимости потребления говядины и РПК не видно.
(Понятно, что тест не научный, а прикидка. Может в той же Словакии мясо ест только избранная группа людей и только у них рак)

* Мясо = говядина, ибо курица - не птица... ну и т.д.
gab
23.03.26 15:37
0 0

В северной Корее с мясом напряжёнка. Там вообще не худой только один человек.
22.03.26 04:30
0 1

Зато он всем остальным жителям КНДР обеспечил соблюдение ЗОЖ согласно ВООЗ.
22.03.26 07:44
0 1

ВОЗ давно в сборище идиотов превратилось
21.03.26 19:50
4 2

ВОЗ давно в сборище идиотов превратилось
Где-то попадалась глупая мысль, что если меня со всех сторон окружают идиоты, то что-то не так.
21.03.26 22:33
3 7

То ли дело министерство здравоохранения, рекомендующее витаминки для профилактики кори.
21.03.26 22:46
1 2

Все давно конкретно не так. Уж как есть
21.03.26 22:47
0 1

То ли дело министерство здравоохранения, рекомендующее витаминки для профилактики кори.
bufa rapto vipera
21.03.26 22:48
0 0

В среднем 50% населения имеют IQ <96. Для стран Азии этот процент ниже, для стран Африки выше.
22.03.26 13:33
0 0

Не удивлюсь появлению исследавания о пользе более высокого уровня потребления вина, превышающего целевые показатели более чем в два раза. Причем пользе для всего. А уж если потреблять вино с мясом, да раза в два больше целевых показателей, то Альцгеймер, Паркинсон, Крейтцфельдт, Якоб и другие уважаемые люди, махнут рукой и навсегда уйдут из жизни такого пышущего здоровьем человека.
21.03.26 17:40
1 6

Я не знаю никого, кто следовал бы подобным рекомендациям.
Муж ездил в Чад с благотворительной миссией. Люди там едят мясо обычно дважды в год, когда приезжают это самые благорворительные миссии - на Курбан Байрам и на Рамадан Байрам.

В Турции красное мясо достаточно дорогое, и поэтому в обычной жизни, как бы это не показалось странным, турки не едят безумно много мяса. Многие даже не особо бедные семьи, едят мясо 2-3 раза в неделю, или едят блюда, где мяса очень незначитеьное количество.
21.03.26 15:25
1 3

и что?
21.03.26 20:35
3 3

Глубинный смысл вашего вопроса ускользает от меня
21.03.26 22:00
1 3

Муж ездил в Чад
Спросите его, пожалуйста, удалось ли ему в Чаде увидеть кого-нибудь старше пятидесяти.
Друг интересуется
21.03.26 22:34
0 6

Глубинный смысл вашего вопроса ускользает от меня
Это повод не кушать мясо?
21.03.26 22:45
1 3

Вполне мог. Там же он не один, а в составе группы приехал.
22.03.26 03:26
0 3

и что?
И приходит Просветление!
22.03.26 09:30
0 0

Программистам на заметку:
Питон может помочь создать новые препараты от ожирения: открытие ученых
Ученые обнаружили молекулу в крови бирманских питонов, которая может влиять на аппетит. В опытах на мышах она способствовала снижению веса без типичных побочных эффектов. Исследователи считают, что открытие может лечь в основу нового лекарства от ожирения, пишет The Guardian.
21.03.26 14:54
0 0

препараты от ожирения
Съел барана, и месяц его перевариваешь в тенёчке.
21.03.26 16:31
0 3

Шляпа какая-то...

Чтобы "месяц переваривать в тенечке"(с) надо сперва отключить "термостат" в 36.5+-1 и понизить температуру тела градусов до 15. Мозгу не понравится, но у данных исследователей он все равно помер.
22.03.26 03:32
1 0

зависимость там, как выяснилось, обратная.
Наконец найдено обьяснение этого феномена!
21.03.26 13:51
0 3

21.03.26 14:53
4 4

Отлично! Не видел такого.
21.03.26 14:55
0 1

Ты веган?
Тссс... не спугни.
22.03.26 06:06
1 1

Нет.
22.03.26 12:59
0 1

ВОЗ советует 80–100 г красного мяса в неделю
на килограм массы тела. Так правильнее😁
MM2
21.03.26 13:35
0 7

килограм
килограмм
21.03.26 19:05
4 2

это петр1 по п"яни придумал

80–100 г красного мяса в неделю
на килограм массы тела.
я столько не съем.
22.03.26 06:01
0 0

я столько не съем.
Да, как-то многовато. Я при росте 188 см вешу примерно 90 кг, это получается 8-9 кг мяса в себя в неделю? Килограмм в день?!
24.03.26 17:37
0 0

Вспомнил, " Пускай едят бриоши". Очень большая часть землян не едят мясо каждый день, не потому что не хотят, а потому, что не могут.
bas
21.03.26 13:23
2 2

Вспомнил, " Пускай едят бриоши". Очень большая часть землян не едят мясо каждый день, не потому что не хотят, а потому, что не могут.
Рыбу едят, значит!
22.03.26 09:31
0 0

Рыбу едят, значит!
Написал Trilobyte. А ведь есть себе подобных - каннибализм! 😄
24.03.26 04:18
0 0

Да запарили уже, то можно, то нельзя, то ходи, то не ходи 😄 Буду жить как жил, пока не умру.
21.03.26 13:00
0 5

Лучше кушать мясо с картошкой, чем картошку с мясом ))
21.03.26 12:30
0 12

Потребление белка и потребление мяса это не одно и тоже. Можно спокойно наедать свои 30-40 грамм белка за прием пищи без мяса, и раз-два в неделю баловать себя стейком с парой куриных крылышек.

Я уже не могу себе представить наедать белок именно мясом, я столько мяса не съем.
21.03.26 12:07
9 3

Можно без мяса
Можно. А зачем?
21.03.26 12:21
0 5

Можно спокойно наедать свои 30-40 грамм белка за прием пищи без мяса
Можно, но если это растительный белок, то тут возникает проблема - он сильно хуже усваивается, и 40 грамм белка, это 200 грамм сухой фасоли например, уверяю вас, вы столько не захотите есть.
21.03.26 12:28
0 5

Потому как рыба и морские гады - тоже вкусно. А также сыр и яйца.
Про бобовые не начинаю - в веганы запишут 😄
Не знаю, как у других, у меня с возрастом желание зажевать большой сочный стейк как-то уменьшилось
21.03.26 12:30
0 2

Есть много разных причин, почему люди предпочитают не есть (или мало есть) мясо. Некоторым оно просто не вкусно.
21.03.26 12:30
0 2

В молочке много белка. В рыбе, в яйцах.
В блоке тофу 250г например >40г белка, просто бомба. Я такой блок за раз вполне съем.
21.03.26 12:36
5 1

Не знаю, как у других, у меня с возрастом желание зажевать большой сочный стейк как-то уменьшилось
А вот у меня нисколько.
Такая просьба: не могли бы вы в таком случае отдать свой стейк мне?
21.03.26 17:47
0 7

Некоторым оно просто не вкусно
Это они его просто готовить не умеют!
21.03.26 18:15
0 4

баловать себя стейком с парой куриных крылышек.
стейк с куриными крылышками - что за блюдо?
21.03.26 18:31
0 2

тофу
фу, гадость
21.03.26 20:40
1 1

стейк с куриными крылышками - что за блюдо?
котлета с мухами
21.03.26 20:41
0 5

Тофу, как и сама соя не может обеспечить незаменимыми аминокислотами, сколько бы вы их не наели. Их там нет.
22.03.26 07:48
0 2

Рыбу едят, значит!
Так хорошая рыба - это ничуть не хуже хорошего мяса.
Можно, но если это растительный белок, то тут возникает проблема - он сильно хуже усваивается, и 40 грамм белка, это 200 грамм сухой фасоли например, уверяю вас, вы столько не захотите есть.
Так не надо есть сухую фасоль. Есть тофу, например.
22.03.26 19:23
0 1

А вот у меня нисколько.Такая просьба: не могли бы вы в таком случае отдать свой стейк мне?
Я свой стейк скормил коту. У ребёнка стресс - ветеринара посещали. А вас-то зачем баловать?
И, да, с возрастом вкусы меняются. Я всё больше курицу или баранину; и чтобы много луковой подливки. Говядина? Да ну её. Пусть кот ест.
24.03.26 04:15
0 0

Я старше вас, а стейки люблю по-прежнему, куда сильнее этих ваших курей.

И что значит "зачем баловать"? Да просто так, радости ради. Так штааа, отдавайте мне мой стейк!

P.S. Кроме шуток, в конце прошлого года был в Дубае и там в ресторане, выходящем на те самые фонтаны, впервые в жизни попробовал стейки из говядины вагю. Это сказка! Даже и не думал, что говядина может быть такой нежной. А теперь уже, наверное, больше и не придётся.
24.03.26 16:03
0 0

В нашем городке есть хороший стейк-хауз, готовят отменно; раза 3-4 в год выбираемся. Столик надо заказывать заранее.
А курица - это как приготовить; кстати, птица - не только курица, есть индюшатина, гуси, утки. Ну и баранина, да, хоть и не птица.
Но дома - что попроще. Сегодня будет "седло барашка".
P.S. А почему вдруг "не придётся"? Вроде как ОАЭ в "белом списке" для россиян, нет? Вряд ли там всё раздолбают; хотя Донни тот ещё затейник.
24.03.26 17:31
0 0

А почему вдруг "не придётся"?
Вангую общее ухудшение финансового положения в родных палестинах, решил прикрутить фитилёк растрат и взяться за экономию.
24.03.26 17:39
0 0

Резонно. Пенсия (вам, помнится, до неё ещё несколько лет) - хорошо, но какой она будет в реальных ценах?
Сужу по своим родителям; если бы они жили на росс.пенсию, то они в Питере каждую копейку бы считали. Но поскольку они семь с хвостиком лет жили и работали в Финляндии.. Семь, Карл! И этой - финской - пенсии им хватает на все насущные нужды, включая хорошую рыбу и хорошие сыры, да ещё и раз в год минимум в какую-нибудь Италию смотаться. На виллу Боргезе ещё раз посмотреть, угу.
Но так повезло не всем пенсионерам.
24.03.26 17:55
0 0

Пенсия (вам, помнится, до неё ещё несколько лет)
Нет, в этом году. Но она будет столь мала, что придётся продолжать работать. Видимо, пока не сдохну.
25.03.26 14:50
0 0

Я сначала подумал что там на 1м канале уже спели песню и сплясали и про то что мясо есть вредно .
21.03.26 12:06
0 1

15 граммов мяса в день или 30 граммов птицы
С таким рационом проще коньки отбросить, чем до Альцгеймера дожить. 🤣
21.03.26 12:06
0 11

Пойду, испепелю себя недельной дозой...
21.03.26 12:33
0 7
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 22
Calella 151
exler.es 333
RIP 133
авто 506
видео 4598
вино 367