Адрес для входа в РФ: exler.wiki

Почему в Америке рюмку выпивки называют "shot"?

15.12.2020 13:46  26217   Комментарии (68)

По "Фейсбуку" гуляет объяснение.

Почему в Америке рюмку выпивки называют "shot"? На Старом Западе патрон к Кольту .45 калибра стоил 12 центов и ровно столько же стоила порция виски в баре. Когда клиент был без наличности, частенько случалось, что он оставлял бармену пару патронов в качестве оплаты за выпивку. До наших дней эта история дошла в виде устойчивого выражения «shot of whiskey».

Звучит, конечно, прикольно, но в корне неверно: термин "shot" появился не только задолго до всяких ковбоев, но и задолго до образования современной Америки как таковой. Он происходит из староанглийского, где фигурировало понятие "ale shot" и означало оплату порции эля.

Вот, если кому интересно, на английском:

It’s Derived From Old English. The most likely origin for the word (and unfortunately the most boring) is found deep in Old English. In Nathan Bailey’s 1721 compendium, An Universal Etymological English Dictionary, Bailey says “shot” referred to “a Flagon which the Host gives to his Guest if they drink above a Shilling.” A similar note in Bailey’s dictionary for “ale-shot” indicates “a Reckoning or Part to be paid at an ale house,” aka a tab for drinking all that ale. About 300 years of etymological evolution can explain the shrinking of those shots down to a single gulp and the disappearance of the “reckoning” sense of the word. So Anglo-Saxons were shooting their ale, their descendants were doing so from shots, and generations later, drinkers all over the world are doing shots of Fireball between games of beer pong. History really is a beautiful thing.

Комментарии 68

Трудно поверить про патрон. 45 калибр сейчас стоит 40-50 центов. Во второй половине 19 века каталожная цена около $20 за 1000, т.е. 2 цента за штуку.
Пишут, что в 19 веке цена одного "шота" виски варьировала от 25 цента за самопальную бодягу до $1 за "фирму".
То есть как минимум 12 патронов за "шот" надо платить.
16.12.20 23:31
0 1

А shot разве патрон? Это выстрел, по-моему.
16.12.20 12:42
0 1

А shot разве патрон? Это выстрел, по-моему.
Бессмертные фраза Туко в оружейном: - "Cartriges!!!!" (С) GBU
16.12.20 17:09
0 0

Cartriges
"Cartridges"

Спасибо. С телефона вообще как пьяный пишешь. "Бессмертный фраза" не менее глупо...

Так-так. А откуда взялся Ale Hop, заполонивший всю Испанию коровами?)
15.12.20 22:13
0 0

Всё прочитал, но так и не понял откуда есть пошло...
15.12.20 21:22
0 0

В обеих байках источником термина называется что-то, начинающееся на Old.
15.12.20 18:56
0 0

Про патроны не правдоподобно по стоимости, стопка виски в заведении явно дороже одного патрона
15.12.20 18:40
4 0

Шот виски - 12 центов? Да это грабёж!
15.12.20 18:14
0 2

Шот виски - 12 центов?
12 пенсов.

(если речь идет о шиллинге из цитаты курсивом в записи Алекса)

Купил две бутылки того бурбона, что на иллюстрации, да так до сих пор и не случилось повода для выпивки. Он хоть толковый, кто знает?
15.12.20 17:00
0 1

Толковый. Особенно хорош для компании.
aag
15.12.20 22:10
0 0

мне у них как-то больше ржаной понравился
а из бюджетных бурбонов Banchmark хорош
15.12.20 22:41
0 1

15.12.20 22:42
0 1

Вот толковый 😄
16.12.20 04:02
0 0

Вот толковый ?
цена у него тоже толковая 😄 за эти деньги я лучше односолодового скотча возьму ....
16.12.20 22:41
0 0

"ale shot" и означало оплату порции эля.

Получается слово shot в этом понимагии родственно русскому счёт. Счёт на оплату. В просторечии так и произносится щот. )
15.12.20 15:56
0 1

Человек, щёт!
15.12.20 16:10
0 0

Задорнов одобряе.
15.12.20 16:37
0 3

Задорнов одобряе.
Strawberry = С трав бери 😄

С такими фейсбучными экспертами лет через 30 ждём , что всё началось со старого фильма "Бриллиантовая рука", где главный герой поскользнулся, упал, сказал "шот побери", а потом, по ходу повествования, постоянно пил коньяк из маленьких стаканчиков, мотивируя это тем, что "Врачи рекомендуют — успокаивает нервную систему, расширяет сосуды". Выражение "шот побери" стало крылатым, а вот предистория забылась.
15.12.20 15:26
1 10

предистория
"предыстория"

типа такого 😄
— Это, Тошка, вопрос темный. Есть такая архаическая идиома: "дрожать как банный лист". Банный лист — это такая жаровня, — он стал показывать руками. — Ее устанавливали в подах курных бань, и когда поддавали пару, то есть обдавали жаровню водой, раскаленный лист начинал вибрировать.
15.12.20 17:56
0 7

предистория"предыстория"
Хватит придиратся! Я откуда должен знать, как оно пишеться, если мне спеллчекер не подчеркнул?

"пишется" 😄
(как жить без спеллчекеров?)
15.12.20 21:09
2 9

Здесь Стругацкие пошутили, использовав куски двух идиом: "дрожать как осиновый лист" и "пристал, как банный лист [к телу или к жопе]".
А кто-то действительно поверит, что так и есть.

Здесь Стругацкие пошутили, использовав куски двух идиом: "дрожать как осиновый лист" и "пристал, как банный лист [к телу или к жопе]".А кто-то действительно поверит, что так и есть.
спасибо, Капитан Очевидность 😄))
у них там дальше Саул это же и объясняет

у них там дальше Саул это же и объясняет
Произведение это не читал, так что не вините.

Без комментариев Сэма К. чего-то не хватает...
15.12.20 15:21
4 14

Еще из интересных: происхождение жаргонного названия психиатра "shrink" - от шаманов, которые носили на поясе высушенные головы - shrinked heads.
15.12.20 14:59
0 0

shrink
Добавлю, что shrink (в значении "психиатр") - это разговорное сокращение от headshrinker.
15.12.20 16:36
0 1

А в России выражение "под мухой" возникла после того как Пётр Первый повелел в кабаках первую рюмку посетителям давать бесплатно. Продавцы решили, что стакан или обычную рюмку подносить бесплатно, то это будет для них накладно. Были заказаны маленькие рюмочки 15-20 гр, которые из-за их низкого роста прозвали мухами. Хитрый российский мужик обходил кабаки и нажирался нахаляву, домой возвращался под мухой.
15.12.20 14:36
0 5

Интересная версия, но кабаков в то время было совсем немного, так что уместнее было бы сказать "хитрый московский мужик". Точных данных по России/Руси тех времен у меня пока что нет, но вот информация по Москве:
"И если в 1626 году в городе было всего 25 кабаков, то в 1775 — уже 151."
Источник: liveinmsk.ru
Можете примерно представить, как мало было кабаков в остальных городах России/Руси.

Золотая верста
15.12.20 16:16
0 0

(((не понял
15.12.20 16:20
0 0

Думаю, что выражение "под мухой" возникло не сразу.

Я думаю это пошло с Афганистана, выстрел из гранатомета "муха" слегка контузил солдата, он некоторое время после выстрела ходил пошатываясь, как пьяный.
15.12.20 19:41
3 4

уровень цыничности зашкаливает )
15.12.20 20:11
0 0

Выстрел из гранатомёта не контузит, отдачи нет. Наоборот - гранатомет вперёд тянет. Реактивность.
15.12.20 21:08
1 2

И если в 1626 году в городе было всего 25 кабаков, то в 1775 — уже 151
То есть, изначально мужик этот был сам-один, а через 150 лет их в Москве уже дюжина по кабакам обреталось?
Это чтоб с 15 грамм накушаться, да с переходами меж заведениями.

Выстрел из гранатомёта не контузит, отдачи нет. Наоборот - гранатомет вперёд тянет. Реактивность.
это если по прямому назначению использовать.
А ежели им, как дубиной, махнуть - тогда вполне.
15.12.20 21:58
0 1

выстрел из гранатомета "муха" слегка контузил солдата,
Я, грешным делом, подумал, что речь идет о солдате, в которого ПОПАЛА граната, выпущенная из гранатомета "муха"! 😄

Один кабак примерно на тысячу человек (не считая гостей столицы), не так уж и мало.

Это понятно, вы говорите о данных на 1775 год, но Петр в 1725 году умер. В исходном комментарии же говорится следующее: "выражение "под мухой" возникла после того как Пётр Первый повелел в кабаках первую рюмку посетителям давать бесплатно", но не указан конкретный год, когда был издан такой указ (если это вообще не "городская легенда").

угу, еще в этих инторнетах гуляет вариант, что не в кабаках, а в трактирах повелел, при том что трактиры изначально - это гостиницы по сути.
кому интересно про мух - etymolog.ruslang.ru
16.12.20 10:33
0 0

считать предков одномерными идиотами - вообще распространенное явление. Очевидно, что если какой указ и был, то очевидно что а) такую выпивку нещадно бодяжили бы и б) уже на вторую попытку выпить нахаляву если бы не били морду сразу, то просто не пускали. Хрен напьешься, в общем.
Как будто сейчас когда в ресторане дают бесплатный комплемент или какую закуску, то ожидается, что съев их ты спокойно встаешь, уходишь и идешь подкрепиться в другое заведение, день за днем, ага.

По "Фейсбуку" гуляет объяснение... Звучит, конечно, прикольно, но в корне неверно.
А чего ещё ожидать от фейсбучных "грамотеев", которые оперируют термином "оплата за выпивку"? 😄
15.12.20 14:31
0 6

По "Фейсбуку" гуляет объяснение... Звучит, конечно, прикольно, но в корне неверно.А чего ещё ожидать от фейсбучных "грамотеев", которые оперируют термином "оплата за выпивку"? ?
Ну, а кондукторы в общественном транспорте с фразой "Оплачиваем за проезд!"? ?
15.12.20 15:07
0 0

"Передаём за проезд! Мущина, не забываем оплачивать!"
15.12.20 16:12
0 4

"Передаём за проезд! Мущина, не забываем оплачивать!"
Согласен. Но у нас во Владимире приведённый мной вариант можно услышать чаще, так как работают кондукторами почти сплошь жители близлежащих деревень. Они здесь работают вахтовым методом и за меньшие деньги.
15.12.20 19:50
0 0

Ну, а кондукторы в общественном транспорте с фразой "Оплачиваем за проезд!"? ?
Да! Меня всегда интересовало, что это за неведомый "запроезд", который практически все кондукторы не только оплачивают, да ещё и громко сообщают об этом всем окружающим! 😄
16.12.20 00:10
0 1

"Рюмка шота на столе".
15.12.20 14:30
1 7

"Шот оф водка на столе" или даже "Шот оф водка он the тэйбл"
15.12.20 15:40
0 6

Шота в рюмке на столе.
15.12.20 15:41
0 14

в словарике написано

shot (1) | ʃɒt |
noun
...
5 a small drink of spirits: he took a shot of whisky.
• a single serving of espresso coffee: steamed milk with a shot of espresso.
• an injection of a drug or vaccine: a shot of impure heroin.

shot (3) | ʃɒt |
noun [in singular] British informal, dated
a bill or one's share of it, especially in a pub or bar: he had paid her shot.
ORIGIN
late Middle English: from shot (1); compare with Old English scēotan ‘shoot, pay, contribute’ and scot.
---

то бишь, "новое" объяснение это про shot(3), которое появилось из shot(1). ну, это если верить словарикам 😄
15.12.20 14:23
0 0

Про оплату патронами конечно, странная версия. Как и у авторов всевозможной Постапокалиптики. Фиг знает кем и как снаряженные и прошедшие через непонятное количество рук патроны, к использованию пригодны лишь условно.
15.12.20 14:13
0 3

А ещё мне в какой-то книге попадались переснаряжённые патроны к АК.
15.12.20 14:21
0 0

А ещё мне в какой-то книге попадались переснаряжённые патроны к АК
"Сами набьем мы патроны,
К ружьям привинтим штыки."
В советское время все учили наизусть.

Тут, впрочем, патроны не к АК, а еще к мосинке.
15.12.20 16:32
0 0

А ещё мне в какой-то книге попадались переснаряжённые патроны к АК.
А что там сложного-то, перезарядить патрон 7,62x39?

А если по теме, то версия бредовая, патроны тогда стоили значительно дешевле (от доллара до двух за 100 шт.). Тогда и доллар имел совершенно иную покупательную способность - собственно сам Кольт Писмейкер, под который эти патроны шли, стоил $13.
16.12.20 01:58
0 2

Объяснение выглядит вполне безграмотным. Old English - это от 5-го до 11-го веков, с некоторой натяжкой - до 13-го. Хрен тогда были шоты.
15.12.20 14:02
0 7

Узнал, что счет - это не только bill, но и reckoning, и tab. Эх, перевод бы... Не очень понятно(((
15.12.20 13:58
0 0

Узнал, что счет - это не только bill, но и reckoning, и tab. Эх, перевод бы... Не очень понятно(((
а еще check а так же invoice
"Всё чудесатее и чудесатее!" (с)

так же
"также"
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 143
exler.ru 276
авто 446
видео 4032
вино 360
еда 503
ЕС 60
игры 114
ИИ 29
кино 1584
попы 194
СМИ 2776
софт 935
США 136
шоу 6