Жили-были / Zhili-byli
11.05.2020 75365   Комментарии (72)
7,5

Рейтинг Экслера: 7,5
Очень хороший фильм. Давно такого не видел на деревенскую тему.
Отзыв кота Бублика

И все же симпатичная вроде бы мысль, тем не менее, значительно подпорчена слишком навязчивым контекстом не то чтобы славянофильства, но почвенничества уж точно.
Александра Подольникова

Откровенно политизированный, либо, направленный на уклон политический... Смотреть противно, только потому, что всё это преподносится как "наша" "нормальная" действительность... Не смешно, ни капельки... Все оценки предыдущие - написаны прихлебателями, успевшими в своё время, уехать из деревни... "Ностальгируют".... Негатив после просмотра... Кому сейчас это показывают, и зачем.??? Задумайтесь, и не ставьте высоких оценок подобному проплаченному дерьму... В деревнях сейчас ВСЁ не так..
Виталий

Умирающая деревенька Чудиново. Большинство домов в ней стоят заброшенными, жители есть только в трех домах. В одном из них - семейная пара Татьяна (Ирина Розанова) и Саня (Виктор Супрун). Татьяна занимается хозяйством - они держат поросенка - и готовит, Саня работает по дому: то приколотить, это привинтить, крышу залатать.

Во втором домишке проживет вдовец Леха (Роман Мадянов). Сорок лет Леху драконили жена и теща, и когда Леха остался один, то он зажил в свое удовольствие: занимается огородом и воюет со своей козой Маринкой, которая то на крышу залезет, то повешенную сушиться рубашку сжует, то на любезном сердцу Лехи огороде что-нибудь сожрет и потопчет.

И в последнем, третьем, доме живет бобыль Гриша (Федор Добронравов). Он никогда не был женат - вот как-то так у него получилось. Гриша разводит кур, и у него есть собака Муся. Он - рукастый мужик, постоянно что-то мастерит и собирается сделать ветряк для получения электричества, потому что трансформатор в деревне - их ровесник и с напряжением там постоянно наблюдаются проблемы.

Гриша с детства дружит с Лехой. Причем они - полные противоположности. Гриша - спокойный, флегматичный и немногословный. Леха - суетливый, болтливый, чистый холерик.

В деревне практически не ловит сотовая связь: чтобы куда-то позвонить, нужно дойти до автобусной остановки, которая находится совсем неблизко, и залезть там на крышу - вот тогда связь, может быть, появится.

Магазинов там тоже, разумеется, никаких нет: с определенной периодичностью туда приезжает автолавка веселого парня Коли (Алексей Ведерников), который все время жалуется, что ему к этим "робинзонам" ездить невыгодно, потому что сжигается много бензина. Коля все пытается их уговорить оставить Чудиново и перебраться в город.

В какой-то момент Саня, несколько перебрав алкоголя, получает удар электричеством, от которого умирает.

Татьяна похоронила супруга и стала вести хозяйство в одиночку, ни на что не жалуясь. А Гриша, который знает, что Леха осенью планирует перебраться к своей дочери, начинает думать, что, может быть, ему сойтись с Татьяной. Однако когда об этом узнает Леха, он приходит в ярость и начинает старому другу всячески мешать.

***

Я бы, наверное, так и не узнал об этом фильме, если бы не передача "Дифирамб" Ксении Лариной на "Эхе Москвы". В очередном выпуске у нее был Александр Ширвиндт, и он там рассказал, цитирую:

А. Ширвиндт: А сейчас замечательная техника, замечательные возможности и очень крепкие, я бы сказал, такие мускулистые ребята, тем не менее что-то такое проявляется. Как ни странно, когда вдруг... Вот Федька Добронравов, мой любимый, они все лето фильм снимали с Мадяновым про деревню. Ты не смотрела? Посмотри.
К. Ларина: Как называется-то?
А. Ширвиндт: Это называется «Жили-были».
К. Ларина: Комедия?
А. Ширвиндт: Какая комедия?
К. Ларина: Нет?
А. Ширвиндт: Это такая лирическая...
К. Ларина: Да? Даже не слышала.
А. Ширвиндт: В настоящей брошенной деревне три человека, два старика: Мадянов (артист совершенно штучный), Федька и Розанова. Втроем.
К. Ларина: Надо же! Я даже не слышала. Надо посмотреть. «Жили-были»?
А. Ширвиндт: Прелестный! И никому не нужный. Никому.

Рекомендация Ширвиндта дорогого стоит, поэтому я решил этот фильм посмотреть...

В кинобазах "Жили-были" почему-то именуется комедией, что многих зрителей настраивает на неправильный лад. Современная комедия, ха-ха, хи-хи, с одного штаны свалились, другого бык в крапиву загнал.

Но здесь такого нет! "Жили-были" - это лирическая трагикомедия с мягким юмором и некоторыми элементами драмы. Но это никакая не чернуха о жизни умирающей деревни, это действительно хорошее кино, поставленное тонко, искренне и с большим вкусом. Причем я когда его смотрел в первый раз, то мне уже понравилось, но тогда я посчитал, что сценарий тут все-таки очень простенький. Однако картина оставила такое хорошее послевкусие, что я ее буквально через пару дней пересмотрел целиком и понял, что данный фильм я недооценил.

При втором просмотре, когда я уже знал сюжет и мог на него не отвлекаться, я смог заметить и оценить многие мелочи, которые ускользнули при первом просмотре. Насколько интересные, разные и яркие характеры здесь показаны, через какие потрясения во взаимоотношениях они проходят, с каким вниманием к мелочам показан их быт - это настоящая русская деревня! Мое родное Ново-Фетинино, где я вплоть до института проводил каждое лето, - да практически один в один, включая почти полное отсутствие смартфонной связи (тоже практически на крышу приходилось вылезать), проблемы с электричеством и редкие визиты автолавки.

В детстве я хоть и любил лето проводить в деревне, но все-таки тосковал там по городу, где бурлит жизнь. А с возрастом уже с удовольствием приезжал в родную деревню, когда была такая возможность, потому что там окунаешься в совершенно другую жизнь: спокойную, тихую, без суеты, без шума, где находишься наедине с природой. И какое же это счастье - посидеть с удочкой на берегу пруда, особенно на закате.

И ты понимаешь, почему эти люди не хотят переезжать в город, хотя такая возможность у них есть. Ведь город - это нечто совершенно иное, несмотря на то что жизнь в деревне лишена многих возможностей, которые есть в городе.

Актерские работы - Федор Добронравов, Ирина Розанова, Роман Мадянов - великолепные. Весь фильм держится на них, и они не разочаровывают ни в одном эпизоде. Федор Добронравов в роли Гриши - невероятно органичен. Как он говорит, как он что-то мастерит, как он смотрит на старого друга Леху, который опять что-то там болтает, - тот самый случай, когда актер демонстрирует очень яркий характер на минимуме слов и эмоций.

Роман Мадянов - прекрасный актер, причем совершенно универсальный: он с одинаковым блеском играет олигарха, коррумпированного губернатора или простого деревенского мужика. Здесь, конечно, именно Мадянов создает определенный элемент комедии. Его сложные взаимоотношения с козой Маринкой, его придумки, его забавные препирательства с другом Гришей, а уж когда началось великое противостояние двух старых друзей, то там Леша показал просто класс!

Ирина Розанова замечательно сыграла Татьяну. Та обрела большую уверенность  в себе после смерти мужа, когда поняла, что и в одиночестве может вести хозяйство. Она и не догадывается, что Гриша по поводу нее начал строить какие-то планы: и Гриша, и Леша для нее - просто соседи, которых она знает всю жизнь. И известие о том, что у них было какое-то соперничество и что Леха обвиняет ее в том, что из-за Татьяны он потерял друга, было для нее некоторым шоком. Хорошая роль: вот вроде персонаж такой ровный и спокойный, но многие моменты с ней - просто очень хороши! Ирина Розанова - замечательная актриса, я люблю ее роли.

При всей внешней простоте в этом фильме есть немало интересных моментов. Понравился визит Гриши в город. В деревне жизнь идет так же, как она шла лет пятьдесят назад, разве что телевизоры у них не пятидесятилетней, а примерно двадцатилетней давности. Мебель, предметы обихода - все это очень старое. Однако Гриша приезжает в город (типа нашего Кольчугино), а там - современная молодежь с айфонами, современные машины, младший брат Гриши Витя (Владимир Капустин), который несильно его моложе, вейпит, придерживается ЗОЖ и все такое. Совершенно другой мир. И Витя зовет Гришу переехать в город, ведь, по его словам, Гриша в деревне жизни-то совсем не знает. Но Гриша спрашивает у Вити: а что такого сильно интересного в его городской жизни? И Витя отвечает, что теперь на дом можно заказать японскую еду. Ты только представь себе - японскую еду!

Хорошо показана эта деревня (отдельные комплименты оператору Марии Соловьевой). И деревня абсолютно аутентичная, вплоть до всяких мелочей (я-то их хорошо знаю), и места красивые. В фильме удалось хорошо передать ощущение, с одной стороны, старости и ветхости этой умирающей деревни, а с другой стороны, как же там красиво, умиротворяюще и здорово - на речке, на природе.

Музыкальную тему к фильму написал Леонид Агутин, и она хороша, а в конце фильма Леонид поет гармонично ложащуюся в настроение этой картины свою песню "Ты где-то рядом", а под нее появляется надпись "Нашим родителям посвящается" - это действительно трогательно, потому что фильм очень искренний.

Очень понравилось, причем, как я уже говорил, только со второго раза "Жили-были" я, что называется, по-настоящему распробовал. Фильм вроде бы простой на первый взгляд, неброский, но поставлено мастерски и с большим вкусом, а сыграно и вовсе совершенно замечательно.

Спасибо Александру Ширвиндту за то, что порекомендовал, и обидно, что такие фильмы проходят незамеченными. Ну, может быть, после моей рецензии у кого-то появится желание эту картину посмотреть. Она этого вполне достойна.

P. S. В паре имеющихся на этот фильм рецензий его почему-то сравнивают с намного более известной картиной "Карп отмороженный". При этом почему-то пишут, что, мол, "Жили-были" немного не дотягивает до уровня "Карпа". Меня это страшно удивило. "Карп отмороженный" - странноватая драма на более чем странном (в плохом смысле слова) сценарии, и его спасает только отличный дуэт Марины Нееловой и Алисы Фрейндлих, которые эту невнятицу буквально вытаскивают. "Жили-были" - на голову выше этого "Карпа". Да, тут нет всяких дурацких придумок, все вроде бы совсем просто, но поразительно цельно и классно. Мне "Карп отмороженный" не понравился совершенно, а этот фильм вот прям зацепил.

P.P.S. Вот эта песня Леонида Агутина.

© 1998–2024 Alex Exler
11.05.2020
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 4
Кратко о фильме:
просто, но искренне и тонко 
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 72

Спасибо за хорошее кино, Алекс! Каждый раз когда хочется что то интересное, необычное или душевное... И пролетевшее мимо внимания - я всегда тут, в твоем блоге. Снято душевно, с любовью и трогательно. И кстати, Алекс забыл упомянуть важный момент, очень актуальный сейчас. Как раз недавно Варламов выпустил видео о смерти русских деревень. Очень печальный факт, особенно после таких фильмов это чувствуешь 😒
03.08.20 21:56
0 0

Простенько и незатейливо.
Добронравов - лучший из тройки.
Остальные тужились, изображая из себя деревенских.
AKM
31.05.20 09:58
0 0

Очень душевно. Странно, что до этого нигде в рекомендациях/рейтингах за 3 года не попадался.
28.05.20 15:48
0 0

Спасибо, замечательный фильм.
28.05.20 07:52
0 0

А "Карп" разве известный? Ребята, которые его продюсировали, писали, что не очень большой там был бюджет, один из них квартиру продал, другой еще что-то (верили, видимо, в этот сценарий), но даже при небольшом бюджете фильм не окупился даже близко. Тут, получается, с окупаемостью все ещё хуже?
15.05.20 20:41
0 0

Заношу очередное спасибо Алексу!

Вчера с удовольствием с женой посмотрели.
Очень душевное кино, какое то прозрачное...

Добронравов -ну просто нет слов, совсем другой, нежели шут из Сватов.
Но вообще все хороши, согласен.

Подумалось, что это будущее деревни из "Любовь и Голуби" вероятное.
Нужно будет родителям киносеанс устроить
14.05.20 11:49
0 0

Вчера с удовольствием посмотрел. Отличное кино для вечера. Смеялись до слёз. Спасибо за наводку!
13.05.20 20:29
0 0

Спасибо, Алекс, подвинул мой рейтинг. Я уж было думал, хуже "Побега из Шоушенка" не будет. Ан нет, ещё хуже. Ах, тут ещё "Вечную жизнь Александра Христофорова" поминают, но я это добро не смог досмотреть
12.05.20 21:33
12 0

Я уж было думал, хуже
Отличный коммент.
Напомнило из студенческого:

"Весь мир -говно,
Все бабы -бляди.
А солнце -е@@ный фонарь!"

Я уж было думал, хуже "Побега из Шоушенка" не будет. Ан нет, ещё хуже.
Спасибо за сладостные секунды.

...Мадянов еще пацаном у Данелии в "Совсем пропащий" уже блистал, в роли Гека Финна, ему там лет десять, а играет так же органично
12.05.20 20:42
0 1

Мадянов - очень классный актер. Всегда и везде отличный.
14.05.20 23:52
0 0

Посмотрел его почти сразу, в 2018г., тоже понравился.
Для меня он связан по сюжету с фильмом "Кадриль" 1999 года с Табаковым и Любшиным.
Советую посмотреть.
12.05.20 09:03
0 0

Это где они женами менялись?

Великолепный фильм, большое спасибо за рецензию!
11.05.20 23:21
0 0

Спасибо Ширвиндту, я бы и не узнал об этом фильме, если бы он не рассказал.
11.05.20 23:54
0 1

Спасибо Ширвиндту, я бы и не узнал об этом фильме, если бы он не рассказал.
А я - если бы не вы. Культуру - в массы! 😄
12.05.20 00:02
0 0

Я - просто передаст, как Гоги 😄
12.05.20 00:06
0 0

За что (в том числе) и ценим.
PS Поберегите себя и всю семью- я о посткарантине.
12.05.20 00:10
0 2

. ?✌?
12.05.20 00:15
0 0

A propos. Вы не смотрели это - www.kinopoisk.ru ?
Очень рекомендую. Вкусы у вас разносторонние, но это вам точно понравится.
12.05.20 00:25
0 1

"Простая формальность" - прекрасная фильма, присоединяюсь!
12.05.20 08:48
0 2

(грустно)
А наш коллега по чтению Алекса, Vinny_The_Poo, кажется, не проникся..
Но, да, этот камерный сюр, конечно, для цeнителей жанра.
12.05.20 08:54
0 0

"Cinema Paradiso" кстати, тоже хорош,
А уж как хорош "Откройте, полиция"! (И так же связан с предыдущими ?)
20.05.20 09:40
0 0

Из тех любимых мной фильмов, для которых придумали понятие
Cпойлер
А ещё с этим фильмом связана забавная история:

Фестивальный показ, синхронист в рилтайме.
Весь фильм он игнорировал мелькавшую то и дело табличку "не открывать" на окне, а когда в конце окно распахнули, он встрепенулся и выдал: "на окне было написано не открывать..." - сделал паузу и продолжил - "а он открыл! "
20.05.20 09:48
0 0

Уже скачиваю, спасибо.
PS Мадянов, конечно, не некий "знак качества", равно как и покойный Андрей Панин, но любая его роль уже интересна.
11.05.20 22:57
0 1

Да, полностью согласен. Они даже в барахле (а куда деваться) всегда выглядели более чем достойно.
11.05.20 23:53
0 0

Мы на 9-е мая посмотрели "Последний бронепоезд".
Ну ведь "ни о чём" , да? Ради Панина.

А этот фильм уже скачал, супруга просила передать "спасибо", как раз за ужином и посмотрим 😄
12.05.20 00:01
0 1

Да, отличное кино! И актёрская игра классная, и история сама по себе.
11.05.20 19:24
0 0

Года два назад для мамы как раз скачала, но сама не видела, а мама ( а ей, человеку старой советской закалки очень редко что вообще нравится из нового) тогда необычно и очень тепло отозвалась о просмотренном. Видимо , надо теперь самой посмотреть.
11.05.20 17:35
0 0

еще очень мне понравилась "Вечная жизнь Александра Христофорова". Трибунцов, Угольников, молодые актеры, не фанат Гуськова, но тут он как-то попал в роль. Кстати, ост тут тоже поет Агутин, но со Шнуром.
11.05.20 17:44
0 2

Да, о нем знаю, буду смотреть.
11.05.20 21:56
0 0

еще очень мне понравилась "Вечная жизнь Александра Христофорова".
Только что досмотрел. Очень понравилось.
16.05.20 19:14
0 2

Рецензия будет? ?
17.05.20 07:58
0 0

Будет.
17.05.20 09:07
0 0

Алекс, а сериал Жуки не смотрел? Тоже деревня, природа... Но жанр - комедия. Снято динамично - не заскучаешь. Есть моменты юмора категории ниже пояса, правда.
11.05.20 16:11
0 3

Что-то я не понял в конце статьи вердикт: "Решайте сами".
Ожидал как минимум "смотреть обязательно".
11.05.20 16:00
0 0

Решайте сами
видишь как, придется самому в этот раз решать.
11.05.20 16:19
0 6

Фильм специфический. Не всем зайдет.
11.05.20 23:55
0 0

Открою секрет - люди сами решают при любом вердикте рецензий. 😉
Просто рецензия Алекса в целом очень и очень позитивная, такая "теплая ламповая", с пересмотром. Поэтому и удивился.
Но, видимо, Алекс прав - не всем зайдет.
12.05.20 03:13
0 0

Нашел у себя на Ivi, посмотрел. Милый фильм, но жанр я бы определил, как мелодраму, т.к. никакой трагедии с комедией не наблюдается. Больше всего понравилась заключительная песня Агутина.
11.05.20 15:47
0 1

Спасибо, посмотрел, понравилось. И грустно, да.
11.05.20 15:43
0 0

Алекс, спасибо за рецензию. Редкий фильм. Я его посмотрел еще в 2017, как только он вышел, не пропустил. Но пришло время пересмотреть, хорошо что напомнил.
11.05.20 14:55
0 0

Как-то давно Добронравов и Агутин участвовали в шоу "Две звезды". И победили!
Одно из их выступлений - Antonio's Song Майкла Фрэнкса

11.05.20 14:20
0 2

Здорово, спасибо.
11.05.20 23:59
0 0

Интересная версия, только вот темп они зря загнали.
Где-то читал рецензию то ли на Агутинский диск, то ли вообще на его творчество, где Агутина как раз называли русским Майклом Фрэнксом. Фрэнкс, как по мне, поярче, но что-то в этом сравнении есть.
08.07.20 18:10
0 0

Спасибо, Алекс, отличный фильм.
И сразу вспомнил песню Юты "Жили-были" 2004-го года. Не знаю, нравится ли тебе такая музыка, но посмотри, на мой взгляд, очень совпадает по настроению.
11.05.20 13:51
0 0

у меня эта песня тут же включилась в голове и вытеснила Аху, которая с пятницы там играла
11.05.20 14:35
0 0

у меня эта песня тут же включилась в голове и вытеснила Аху, которая с пятницы там играла
Врубайте Бузову и она вытеснит всё, включая мозг! 😄))
11.05.20 14:56
0 2

Эх, Солдаты...
11.05.20 17:15
0 1

Однако когда об этом узнает Леха, они приходит в ярость и начинает старому другу всячески мешать.
11.05.20 13:43
0 0

Извините, не в тему. Хотел сказать огромное спасибо за материал "Почему женщины убивают". Сам бы до него навряд-ли добрался бы и много потерял бы... Спасибо.
11.05.20 12:29
0 3

Кинорецензий теперь как и раньше по 2 в неделю будет?
11.05.20 12:12
0 0

Кинорецензий теперь как и раньше по 2 в неделю будет?
Если в европах карантин продлят, то думаю можем надеяться 😄
11.05.20 14:55
0 0

как раз из-за карантина их было на одну больше, три, а последние 2 недели по 2 выходит, поэтому и решил спросить
11.05.20 17:45
0 0

Спасибо за рекомендацию. Буду смотреть.
Алекс, а ты не смотрел комедию "Именины"? Тоже на деревенскую тему. Сюжет построен на старом анекдоте. Но какие там типажи! Какая там великолепная Кира Крейлис-Петрова!
11.05.20 11:14
0 0

Нет, не видел. Спасибо, посмотрю.
11.05.20 11:37
0 0

И в тему Агутина
11.05.20 11:07
0 1

Добронравов и Мадянов - соседи по дачам IRL
11.05.20 11:05
0 1

Замечательный фильм. Посмотрел по выходу. С тех пор всем знакомым рекомендую. И всегда с удовольствием пересматриваю, если попадается на каком-то спутниковом канале.
11.05.20 10:49
0 2

Прошу прощения: полез редактировать в админке косяк со скриншотами, в результате все вообще поломалось, пришлось статью сносить и ставить заново. Я к тому, что несколько комментов здесь пропали, сорри.
11.05.20 10:42
0 0

Упс!? К вопросу о Ivi

Алекс, а не было мысли подписаться на Kartina.tv? Я использую в Германии: медиатека Start, Ivi, Megogo, различные кинозалы, более 200 каналов. Цена вопроса - 15 евро в месяц.
www.kartina.tv
11.05.20 10:50
0 0

Надо будет поизучать. А там у иностранных фильмов есть оригинальная дорожка и русские субтитры?
11.05.20 10:53
0 0

Нет, тодько дубляж.
Но в пакете должны быть и испанские каналы.
11.05.20 10:55
0 0

Тогда мне это вообще не подходит.

Испанских фильмов у меня полно на Netflix и Amazon.
11.05.20 10:57
0 0

Ага, понятно.
11.05.20 11:00
0 0

У меня есть kartina.tv Как телевидение - отлично, как кинозал - ну было нормально, пока не подписался на kino.pub Пару баксов в месяц всего, куча вариантов звуковых дорожек у иностранных фильмов. Наличие фильмов хорошее. Жили-были нашел сразу, посмотрю обязательно. У моих в такой деревне дача, и реально связь только у автобусной остановки за километр ))
11.05.20 12:32
0 1

?
11.05.20 12:57
0 6

У картины мало качественных HD каналов и цена на сегодняшний день слишком высокая.
11.05.20 13:56
0 0

Алекс, а не было мысли подписаться на Kartina.tv? Я использую в Германии: медиатека Start, Ivi, Megogo, различные кинозалы, более 200 каналов. Цена вопроса - 15 евро в месяц. www.kartina.tv
Я был готов платить 15 евро в месяц, чтобы не видеть русского ТВ и фильмов/сериалов в дубляже, когда ходил к маме 😄 Когда жил у неё - все 50 😄
11.05.20 17:14
0 1

kino.pub Пару баксов в месяц всего, куча вариантов звуковых дорожек у иностранных фильмов. Наличие фильмов хорошее.
Насколько я понял, это пираты. Офигенная статья (с трудом нашёл, перебирая несколько вариантов запроса к Гуглу) "зачем платить больше?; СНГ чужд просмотр легального контента"... Зачем платить пиратам-то, ёпт, если есть рутрэкер? Давно хочу перейти на 100% легальный контент, денег пока на всё, что мне надо, не хватает, но пиратам платить?
11.05.20 17:25
0 0

Дайте мне ресурс с таким функционалом, и не пиратский - я готов платить. Нету, увы. А сравнить сервис с рутрекером - ну не знаю, даже аналогии подходящей не найду..
11.05.20 23:22
0 2