Адрес для входа в РФ: exler.world

Очистка сенсора фотоаппарата

28.09.2017 12:04  11603   Комментарии (73)

Что такое соринка или пыль на сенсоре - знают все владельцы камер со сменными объективами. Чуть что на сенсор попадет - все, вешалки, потом фотошопить почти каждую фотку.

По поводу чистки сенсора в Сети идут баталии почище iOS vs Android. Одни говорят, что прекрасно чистится хоть носовым платком, хоть трусами, другие уверяют, что можно чистить только в специальном сервисном центре и только в абсолютном вакууме, третьи утверждают, что чистят ватной палочкой с нанесенным чистящим веществом - и так далее. Да и ко мнению профи тут несколько сложно прислушиваться, потому что профи все говорят разное и каждый из них утверждает, что только его метод - единственно правильный.

А у меня тут как раз недавно села соринка на сенсор - на фото проявляется отчетливое темное пятно. Надо чистить, тем более что встроенная очистка с этой соринкой не справилась.

Как, кстати, проверить состояние сенсора? Да очень просто. Переходите в режим приоритета диафрагмы и зажимаете дырку на полную - например, до 22. После этого берете лист белой бумаги и фотографируете. Там будет сложно навестиcь на фокус даже вручную - тут кто как: кто наводится на край бумаги, а потом переводит объектив на центр листа, а я просто в центре ставлю ручкой или карандашом точку - на нее и навожусь. Точку потом очень легко отличить от соринок-пылинок.

В ящике с фотопринадлежностями валялся карандаш для чистки сенсора: там с одной стороны кисточка, а с другой - кругляшок из мягкого материала. Помнится, я аналогичным карандашом в свое время счастливо удалил соринку с сенсора своей зеркалки.

Поднял зеркало (пункт меню "Ручная очистка сенсора"), почистил. Для надежности зачем-то еще и продул сенсор из резиновой груши, а это в определенных случаях не только не поможет, но и ухудшит ситуацию.

А и правда, нагнал пыли: на следующий день поехал снимать Каркасон, ну и там на всех фото - вот такое, пришлось чистить в Фотошопе.

Ну, думаю, надо все-таки как следует очистить. Грушу больше не использовал, взял карандаш и почистил мягкой насадкой. Делаю тестовый снимок, а там жестокая жесть. Вообще кранты, весь сенсор в пыли, снимать невозможно.

А тут ребенок подходит. Пап, говорит, а этот карандаш у тебя - какой-то странный. Он ни на чем не пишет. На листе не пишет, на картонке не пишет, на столе не пишет. Что за карандаш такой?

Спрашиваю, когда это он с этим карандашом развлекался? Сегодня, отвечает ребенок, у тебя же этот карандаш на столе валялся.

Ну, думаю, сам виноват, нечего такие штуки на столе разбрасывать. Но младший Экслер свой пистон, конечно, получил - за то, что мои вещи берет без спроса.

Дальше решил действовать по-правильному. То есть почистить сенсор как полагается - специальными одноразовыми швабрами. Заказал набор с доставкой - для сенсоров от APS-C до FF.

Приехал набор, почистил. С первого раза не все отчистилось, почистил еще раз. Вот теперь, слава богу, все нормально.

Комментарии 73

Я с "шваброчек" перешел на photographylife.com Работает хорошо, тут инструкции photographylife.com Покупал на немецком Амазоне. Впрочем, по отзывам нравится не всем.


29.09.17 13:43
0 0

Alex, а какое отношение имеет пентопризма (реч ведь о пентопризме) к защите матрицы?

может я себе плохо представляю оптическую схему....
29.09.17 11:11
0 0

spiero: какое отношение имеет пентопризма (реч ведь о пентопризме) к защите матрицы?

Никакого....


29.09.17 11:14
0 0

spiero:
Alex, а какое отношение имеет пентопризма (реч ведь о пентопризме) к защите матрицы?

может я себе плохо представляю оптическую схему....


Не пентопризма, а пентаграмма. Чертишь в воздухе пентаграмму, одновременно произнеся: "Сенсор, сенсор, не пылись, не пылись", - сенсор будет защищен.
29.09.17 11:33
0 0

Спасибо за рекомендацию, поищу и закажу себе тоже наверно! У меня с этим постоянно проблемы, я тоже пользовался таким карандашом. Однажды я им так пытался пылинку стереть и сильно придавил и теперь у меня как будто вмятина на сенсоре. Испугался, думал сломал, но на фотографии не влияет. Вмятенка там так и осталась, а пылинки снимаю теперь ватными палочками для ушей и сдуваю воздухом грушей. А до этого пару раз сдавал фотоаппарат в специальный сервис по чистке сенсора за 50евро и только уехал в отпуск и через пару дней опять были пятнышки. После этого не сдавал и пытаюсь сам чистить.
Интересно новые последние дорогие модели камер имеют такую систему очистки или такой сенсор, что туда не попадают пылинки?
А камера у меня старенькая уже Sony Alpha 77. Хочу скоро поменять на компактную модель от Sony Alpha 7R или 7II.
28.09.17 23:36
0 0

На самом деле, все таки 99% "артефактов", это пыль на линзе. И убирается тряпочкой. А довести матрицу до такого состояния, как Алекс показывал, это надо совсем без всякой предосторожности объективы менять.
28.09.17 22:01
0 0

Филин: На самом деле, все таки 99% "артефактов", это пыль на линзе.

Пыль на передней линзе вообще на изображение не влияет никак. Учите матчасть.





Филин: А довести матрицу до такого состояния, как Алекс показывал, это надо совсем без всякой предосторожности объективы менять.

Вы пост вообще не прочитали, что ли? Там совсем немного букаф. Постарайтесь напрячься.
28.09.17 22:18
0 0

Филин: На самом деле, все таки 99% "артефактов", это пыль на линзе. И убирается тряпочкой. А довести матрицу до такого состояния, как Алекс показывал, это надо совсем без всякой предосторожности объективы менять.

Пыль, как правильно пишет Алекс, никакого влияния не оказывает и без тряпочки. Тряпочка нужна от брызг. Но запылить матрицу - очень легко. Достаточно пару раз поменять обьектив при ветре и пыли. А обеспечить предосторожность при этом просто невозможно.


aag
29.09.17 11:32
0 0

на последнем фото только я вижу отчетливо пятно посреди белого фона? запятая перевёрнутая...

p/s/ прочитал внимательно.. вопрос снят


28.09.17 17:56
0 0

Боюсь показаться предсказуемым, но набор специализированных нанороботов нараз решает проблему. Брат Игоря Борисовича подтвердит.
28.09.17 17:26
0 0

Баллончиком при определенном везении можно задуть пыль в пространство между фильтром и матрицей и она там останется навсегда. Таких камер в сервисы приносят немало.
28.09.17 14:51
0 0

фильтр к матрице прилеплен без видимого зазора, да и не особо оно меня парило, там и на удачный ремонт шансы были 50/50 (или починю, или на детальки ) 😉

upd.: Не было бы баллончика - дунул бы шприцем с кембриком, или забил бы, чай, не Кубрик какой... но был баллончик и были "час та натхнення" 😉
28.09.17 23:27
0 0

Никогда не чистил матрицы способом, отличным от продувки специальной грушей. Впрочем, у меня и грязи на матрицах почему-то было не много, может, пару раз ловил какие-то соринки. А груша у меня знатная, Giottos AA1900 Rocket Air Blaster Large, дует - шо голова в "Руслане и Людмиле", главное - клапан с обратной стороны, т.е., пыль не гоняет туда-сюда. Правда, попал я на досмотр вещей после возвращения с Тринидада, офицер в аэропорту Орландо как увидел грушу - так аж отскочил. Ну, да, на бомбу похоже, ашотакое?

Объективы меняю часто, стараюсь держать тушку мордой вниз и сначала цеплать новую линзу, а уже потом надевать крышечку и прятать старую. Проще все-таки почистить заднюю линзу, чем матрицу, да и от пыли ущерба на линзе меньше, как тут уже заметили.




28.09.17 14:36
0 0

Serg Lakhno: Giottos AA1900 Rocket Air Blaster Large


нихерасе. Они бы еще осколки нарисовали.

Кстати, можно насадить фильтр на грушу. 0.2 микрон перебор, 0.45 будет дуть лучше. И чем больше диаметр, тем лучше будет дуть. Скажем, 50 мм (25 мм более обычный).

www.amazon.com
28.09.17 14:48
0 0

Обращал внимание, что на сверхкороткофокусной оптике (фишаи и пр.) мусор на передней линзе гораздо лучше заметен на фотках.

Баллончики со "сжатым чем-нибудь" могут конкретно заплевать матрицу, не стал бы ими пользоваться.
28.09.17 14:30
0 0

VORON_SPb: Обращал внимание, что на сверхкороткофокусной оптике (фишаи и пр.) мусор на передней линзе гораздо лучше заметен на фотках.



Баллончики со "сжатым чем-нибудь" могут конкретно заплевать матрицу, не стал бы ими пользоваться.

почитай описание по моей ссылке. там не "что-нибудь" 😄
28.09.17 14:39
0 0

Надо не дуть на матрицу, а наоборот. Берете шланг пылесоса, приставляете к байонету, и высасываете всю пыль с матрицы и со всей камеры заодно. Ну если у вас конечно не прикипело к поверхности. Тогда надо отдирать. Ну и на счет зеркалок не скажу. У меня без.
28.09.17 14:03
0 0

Филин: Берете шланг пылесоса, приставляете к байонету, и высасываете всю пыль с матрицы и со всей камеры заодно.

Да, это логично.
28.09.17 14:04
0 0



dime:

То есть пылесосы на самом деле не засасывают пыль с пола?



Да! Пылесос засасывает пыль с пола, но при этом вы эту самую пыль смещаете щеткой или чем там что на конце шланга надето и создается разность давлений с противоложных сторон частицы. Если вы вертикально приложите край трубы пылесоса к полу - то очень большая часть мусора (пыли) и с места не сдвинется. Смысл работы пылесоса заключается в создании разницы давлений с одной и с другой сторны мусоринки. Если частица плотно лежит на твердой поверхности, то под неё вода не течет под ней не создается область повышенного давления и не возникает сила, которая бы уволокла её в мусоросборник. Как- то так. Простите за занудность.)))
28.09.17 14:18
0 0

Филин: Берете шланг пылесоса, приставляете к байонету, и высасываете всю пыль с матрицы и со всей камеры заодно

в принципе это так, но воздух тогда входит сбоку от трубы пылесоса, что то же самое, что и напрямую дуть. Если дуть надо чисто, то дуть надо через компрессор и фильтр.

Бывает, что не сдувается. Я не знаю, как это чистить внутри аппарата. Оптику я сдуваю сначала, потом беру ватные палочки и жидкость Цейссовскую. Oкунаю палочку. Начинаю в центре и постепенно по спирали наружу. Не жалею палочек. Потом смываю дистиллированой водой и обдуваю грушей. Технология от немецких микроскопистов, лично учили, я им верю.
28.09.17 14:19
0 0

www.en4tel.com
вот очень похожий по исполнению, только мой был раза в два больше по объёму, и головка не оранжевая, а синяя, и производитель другой, и этикетка более яркая и пестрая на моем была.
Но примерно - похож.
28.09.17 13:57
0 0

Вот с баллончиком нужно аккуратно - он может плеваться жидким газом, и если это попадет на матрицу - матрице пипец.
28.09.17 13:43
0 0

SwMidas: Вот с баллончиком нужно аккуратно - он может плеваться жидким газом, и если это попадет на матрицу - матрице пипец.

Подтверждаю, с углекислотой так и бывает, но она не для чистки, а для охлаждения.
Вообще, мне кажется, в баллончиках для чистки в клапан вмонтирован какой-то редуктор, чтоб давление на выходе было не слишком высоким.
Жаль я свой не разобрал на посмотреть.
28.09.17 13:48
0 0

После ремонта камкодера на стеклышке ИК фильтра село несколько пылинок/ворсинок.
"Чистой" груши не было.
Продул из баллончика со "сжатым воздухом для чистки электроники" (какой-то немецкий).
трех - четырех коротких пшиков оказалось достаточно.
Процесс контролировал онлайн, подключив камеру в полуразобранном виде к телевизору.
баллончик стоил то ли три, то ли пять долларов, чуть больше поллитра объемом.
Воздух там какой-то очищенный/обезвоженый, все дела 😉.
28.09.17 13:23
0 0

xoxol: Продул из баллончика со "сжатым воздухом для чистки электроники" (какой-то немецкий).

А можно название?
28.09.17 13:31
0 0

А я вот уже года полтора обхожусь только грушей. При том, что меняю объективы очень часто. Заказывал с ebay чистящий набор. Там и щеточки-карандаши, и швабры и груша. Грушей очень доволен, мелкие соринки-пылинки сдувает на раз, следов лишних не оставляет. Грушу храню в закрытом пакетикие.
28.09.17 12:54
0 0

zaka: обхожусь только грушей.

про грушу согласен. Причем побольше.
28.09.17 13:00
0 0

zaka: Грушу храню в закрытом пакетикие.

Вот это я сделать не догадался, а зря. Спасибо, закажу новую и буду хранить аккуратно.
28.09.17 13:17
0 0

Только собрался возмутиться - да где же "нормально"-то когда все в мухах. А не, ошибся.



Холера, свой монитор, оказывается, тоже надо чистить иногда.
28.09.17 12:52
0 0

Раз пошла такая тема, может, в комментах напишем кто как меняет объективы и чистит матрицы (или наоборот, свой печальный опыт и как не надо делать).

Лично я никогда не меняю объективы при сильном ветре и стараюсь вообще не менять в условиях очень сильной запыленности. Основной принцип - меняю объкетив, только перевернув фотоаппарат байонетом вниз, по возможности все делаю, имея рядом твердую поверхность, чтобы можно было поставить два объектива и одной рукой надевать на них крышки, чтобы линза чистой оставалась, а второй рукой держать фотик. Снимаю я, правда, совсем немного, от случая к случаю, но тремя объективами и в разных условиях, и при этом почти за 8 лет на матрице ни пылинки.

Однажды наблюдал интересную картину - человек менял объектив на камере, сидя на бортике работающего фонтана (на ВВЦ, в Москве). Ежу понятно, что в воздухе вокруг полно водяной пыли и она обязательно сядет на матрицу, а потом разводы со всеми вытекающими...
28.09.17 12:35
0 0

Bamboliny: Однажды наблюдал интересную картину - человек менял объектив на камере, сидя на бортике работающего фонтана (на ВВЦ, в Москве). Ежу понятно, что в воздухе вокруг полно водяной пыли и она обязательно сядет на матрицу, а потом разводы со всеми вытекающими...

Ну, замечу, что все-таки при смене объектива сенсор закрыт пентаграммой с зеркалом. Но менять надо аккуратно, да.
28.09.17 13:16
0 0

Спасибо за последнее фото, протер монитор 😄
28.09.17 12:31
0 0

Vasly:
Спасибо за последнее фото, протер монитор


😄
28.09.17 13:13
0 0

Нет смысла ни зажимать диафрагму, ни фокусироваться на точке. Скорее наоборот - открыть диафрагму на максимум (если есть чего открывать), и на максимальном приближении, минимальном ISO и максимальном расфокусе снять любое яркое пятно -- обычно небо. Обычно с легким пересветом. Расфокус приведет к отстутствию точек и вообще четких предметов изображения -- четкими и вообще заметными будут только пылинки на матрице.
28.09.17 12:19
0 0

LazyLoneLion: Расфокус приведет к отстутствию точек и вообще четких предметов изображения -- четкими и вообще заметными будут только пылинки на матрице.

+1

В добавление - 90% пятен на снимках, это как правило грязь на передней линзе обьектива. Которая действительно легко очищается - ну не засаленной майкой, но любой чистой тряпкой. Заляпывается линза очень легко - достаточно поснимать в небольшой дождик / туман / ветер и т.п.


aag
28.09.17 12:33
0 0

LazyLoneLion:
Нет смысла ни зажимать диафрагму, ни фокусироваться на точке. Скорее наоборот - открыть диафрагму на максимум (если есть чего открывать), и на максимальном приближении и максимальном расфокусе снять любое яркое пятно -- обычно небо. Обычно с легким пересветом. Расфокус приведет к отстутствию точек и вообще четких предметов изображения -- четкими и вообще заметными будут только пылинки на матрице.


Согласен, расфокус в данном случае больше полезен, чем фокус.

Поскольку данная операция чаще всего производиться дома, то я использую потолок.

На диафрашме 22, выдержка обычно несколько секунд, вот и снимаю потолок делая вращательные движеня кистью с фотоаппаратом. Так точно размажеться все, кроме пыли на матрице.



Алекс, а груша была специальная для очистки фотокамер, или обычная медицинская? В медицинских внутри тальк, что бы они при долгом хранении не слиплись. Его надо сначала вычистить оттуда.














28.09.17 12:34
0 0

LazyLoneLion:
Нет смысла ни зажимать диафрагму, ни фокусироваться на точке. Скорее наоборот - открыть диафрагму на максимум (если есть чего открывать), и на максимальном приближении и максимальном расфокусе снять любое яркое пятно -- обычно небо. Обычно с легким пересветом. Расфокус приведет к отстутствию точек и вообще четких предметов изображения -- четкими и вообще заметными будут только пылинки на матрице.


Попробовал - да, можно и так. Пылинок не обнаружилось 😉
28.09.17 13:13
0 0
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 143
exler.ru 272
авто 441
видео 3993
вино 359
еда 499
ЕС 60
игры 114
ИИ 29
кино 1580
попы 191
СМИ 2759
софт 930
США 131
шоу 6