Воображариум доктора Парнаса / The Imaginarium of Doctor Parnassus
05.04.2010 28313   Комментарии (34)
Бюджет: $30 млн.  Сборы по миру:  $59 млн
При всем богатстве выбора другой альтернативы нет.
Туманный отзыв кота Бублика

Лондон, наши дни. По окраинам города катается невероятных размеров повозка, которая время от времени трансформируется в сцену для мистических представлений. Шоу носит название "Воображариум доктора Парнаса". Зазывалой там работает молодой парень по имени Антон (Эндрю Гарфилд), одетый то ли под Меркурия, то ли под Марса. Но главное - не под Венеру. Потому что Венерой работает кукла наследника Тутти иноземной красоты - дочка Парнаса по имени Валентина (Лили Коул). Также по сцене носится Мини Ми (Верни Троер), которому давно надоел Доктор Зло и который решил уйти к достопочтенному мистеру Парнасу. А сам Парнас (Кристофер Пламмер) - глубокий старик, чей изрядный возраст не может скрыть даже изрядная доза горячительного, употребляемого сим джентльменом с завидной регулярностью.

Что они вытворяют на сцене? Показывают фокусы? Делают акробатические трюки? Нет. Суть представления заключается в том, что кто-то из зрителей должен пройти в зеркало, за которым может быть или обычная закулисная дверь, или целый мир, созданный из подсознания данного зрителя с помощью волшебных способностей доктора Парнаса.

А вот дальнейшее развитие событий предугадать трудно. Зритель может вернуться обратно. А может получить альтернативу в виде отправления в ад или рай. Если он выбирает рай (а его в данном случае распознать не так уж и просто), то его душа спасена. Если же он добровольно выбирает ад (а так оно бывает частенько), то зритель попадает к давнему знакомому Парнаса - мистеру Нику (Том Уэйтс). Да-да, Парнас на самом деле намного старше, чем кажется. Ему более тысячи лет. И все это время Парнас с мистером Ником спорили на то, кто из них привлечет больше душ во всякие потусторонние заведения.

В какой-то момент Парнас даже проспорил свою дочь Валентину, которая по достижении ею шестнадцати лет должна отправиться к дьяволу мистеру Нику. Но мистер Ник, который любит играть со стариком Парнасом, предложил очередное пари. Если Парнас за день, оставшийся до дня рождения Валентины, сумеет своим аттракционом заполучить пять душ, то Валентина останется с ним.

А тут еще у труппы бродячих артистов появилось пополнение - молодой парень по имени Тони (Хит Леджер), которого они нашли повешенным в арке моста. Но Тони был жив, хотя и потерял память. Теперь Тони успешно работает зазывалой в "Воображариуме", Валентина в него влюбляется, а Парнас подозревает, что Тони работает на мистера Ника - уж больно он скользкий парень.

***

После странной и невнятной готичной депрессухи под названием "Братья Гримм", которую Гиллиам рожал в жутких муках на фоне постоянных ссор и скандалов с великим и ужасным Харви Уайстином, лично я боялся смотреть один из следующих фильмов любимого режиссера. Потому что больно видать, как один из самых оригинальных режиссеров современного кинематографа, бывший Монти Пайтон (впрочем, бывших Монти Пайтонов не бывает, они все настоящие) и непримиримый борец за свое авторское видение Терри Гиллиам начинает проседать под Молохом голливудских продюсеров.

Однако, разумеется, я в любом случае собирался смотреть следующий фильм Гиллиама "Воображариум доктора Парнаса", тем более что здесь Гиллиам был уже един в трех лицах: сценарист, продюсер и режиссер, а это давало серьезные надежды на то, что ему, по крайней мере, никто не будет мешать.

Что собой представляет "Воображариум"? В общем-то, это сказка. Пышная, очень красивая, взбалмошная, слегка неряшливая и очень личная. То есть она, несомненно, чисто гиллиамовская. Потому что если в "Братьях Гримм" торчали явные уши Бертона и нередко проявлялся каменный лик указующего Харви, то здесь - только Гиллиам и ничего кроме Гиллиама.

Неряшливость, о которой я говорил, относится в основном к сценарию. Он, прямо скажем, нелеп. Но нелеп по-хорошему, то есть Гиллиаму было настолько несоизмеримо важнее визуализировать эту сказку, что на всякие логические ходы, а точнее, явные и даже вопиющие несостыковки он внимания уже не обращал. Ну и, конечно, бардака с сюжетом добавила неожиданная и такая обидная смерть Хита Леджера, для которого "Воображариум" стал последним фильмом.

В результате персонаж Тони был задуман одним, а превратился в нечто, как говорили сами Монти Пайтоны, совершенно иное. После смерти Леджера съемки, которые были в самом разгаре, остановились на несколько месяцев. Гиллиам думал, что делать дальше. Но тут решение подсказала сама картина - раз Тони несколько раз проходит через волшебное зеркало доктора Парнаса, значит, его внешность и даже сам персонаж спокойно могут меняться. В результате и возникли Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл, которые последовательно сыграли трансформации Тони. (Кстати, все заработанные на съемках деньги эти актеры отдали дочери Леджера.)

Однако из-за этого, к сожалению, и возникла вся эта невнятица по поводу того, кто такой этот Тони, имеет ли он какое-то отношение к мистеру Нику и на черта он вообще попал в труппу "Воображариума". Потому что в силу сложившейся ситуации Гиллиама с Тони унесло в какие-то дебри, очень мало коррелирующие с тем, что происходило в начале фильма.

Да и вообще - изначально безнадежный спор с мистером Ником, более чем странные варианты выбора "ад" или "рай" (только с алкашом вначале было все понятно, а дальше пошли какие-то малообъяснимые дебри), ну и вообще все последующее развитие событий с точки зрения простейшей логики лучше не анализировать. Уж больно там все шито белыми нитками по поролону.

Тем не менее Гиллиам не из тех режиссеров, которым нельзя простить сюжетную неразбериху. Потому что ну не сюжет там главное. Гиллиам создает на экране фантасмагорию, наполненную сказочными мирами, - он показывает трагедию старика, с которым забавляется Дьявол и который давно устал жить, он демонстрирует отчаявшуюся дочку Парнаса, ревнующего Антона, все понимающего карлика Перси. Они хотя и сказочные, но тем не менее совершенно живые люди, которым сочувствуешь и сопереживаешь.

Да, по сравнению, например, с "Аватаром" или "Алисой в Стране чудес" декорации в "Воображариуме" выглядят очень старомодными, и в некоторых моментах там даже проявляется гиллиамовская анимация из старых выпусков "Монти Пайтонов", однако от этого они не становятся менее эффектными.

Гиллиам хотел снять красивую и мрачноватую сказку - он снял ее. И сказка, на мой взгляд, получилась хорошей - по крайней мере, я ее посмотрел с на порядок большим удовольствием, чем "Братьев Гримм". Потому что в том фильме было очень мало Гиллиама. А в "Воображариуме" старина Гиллиам во всей красе, со всеми своими определенными недостатками и безусловными достоинствами.

Все четыре роли Тони сыграны неплохо, но, увы, они как раз самые слабые в этой картине, причем прежде всего чисто сценарно. Разве что Колин Фаррелл выглядел эффектнее остальных, но это в основном из-за того, что ему надо было сыграть яркого мерзавца, - он его и сыграл. Остальные - впрочем, как и Фарелл - были настолько слабо связаны с Тони, а Тони при этом настолько не коррелировал с тем, что с ним происходило в зазеркалье, что их роли можно было рассматривать практически как камео.

И роль Джуда Лоу больше запомнилась только из-за того, что за ним гонялись такие колоритные украинские бандюганы, которые, вешая Тони, спивали "Ты ж меня пидманула".

Кристофер Пламмер в роли Парнаса смотрелся отлично. Зажившийся старик, до ужаса боящийся за свою дочку, но при этом проваливающий представления из-за того, что он банально напился, - старость не радость, а алкоголизм - страшное зло.

Том Уэйтс в роли Дьявола - черный костюм, котелок и неизменная сигарета в длинном мундштуке - был прекрасен. Впрочем, как и всегда.

На роль Валентины пробовались многие актрисы - Джена Мэлоун, Джемма Артертон, Ромола Карай, Эбби Корниш и Миа Васиковска, однако Гиллиам предпочел модель Лили Коул, которая до "Воображариума" появилась буквально в паре фильмов - в частности, в шикарных "Одноклассницах". Там она, кстати, выглядела не особо заметно, а вот здесь - просто блеск. Просто кукла наследника Тутти - потрясающе красивая и эффектная девочка. Да и сыграла очень неплохо.

Эндрю Гарфилд в роли Антона очень понравился. У него по сюжету роль очень - как бы это сказать - вспомогательная: парень там где-то на подхвате, нежно влюблен в Валентину и совершенно теряется на фоне загадочного Тони, однако Гарфилд сыграл эту роль так, что Антон даже после появления Тони совершенно не потерялся. Скорее наоборот.

В общем, мне понравился этот фильм. Да, пусть там есть явные сценарные ляпы и дыры, но во время просмотра на эти вещи внимания не обращаешь. Просто погружаешься в миры Терри Гиллиама и очень радуешься тому, что старый добрый Гиллиам никуда не делся. Он просто уходил в Зазеркалье, где встретил Харви Руки-Ножницы, испугался и, слава богу, вернулся к нам обратно. Ура!

P. S. Фильм номинирован на два "Оскара", получил еще две награды и десять номинаций. Но мы любим его не за это.

© 1998–2024 Alex Exler
05.04.2010
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4+
Сценарий 3
Кратко о фильме:
красивая сказка
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 34

Примерно такие же впечатления от фильма.



Алекс, когда же наконец вы напишете рецензию про один из моих любимых фильмов Гильяма- Tideland ака Страна Приливов. Уже очень давно вышел, а вот все как-то в у вас руки не доходят =(

Нет ли какого-нибудь ETA ? 😄

Спасибо.
07.04.10 23:50
0 0

А по мне Тони вызывает скорее мысли об Иуде - предательство, навязчивый мотив повешения, наконец финальная сцена, когда дьявол забирает повешенного - это просто один в один плагиат с судьбы Иуды... 😉 к тому же не надо забывать, что именно Иуда был одним из лучших учеников Христа и одним из наиболее близких апостолов...
07.04.10 13:03
0 0

> непримиримый борец за свое авторское видение Терри Гиллиам начинает проседать под Молохом

> голливудских продюсеров.

Лиший раз напоминаю, что продюсеры - это люди, занимающиеся продакшеном. Начиная от администраторов, кончая художниками и специалистами по VFX/CGI. Они не привыкли прогибать кого-то, а сами вынужденны прогибаться под режисера, который, кстати, тоже является продюсером. Ну и стандартный штамп про ужасный Голливуд, который всех прогибает, грустно читать. Я понимаю, когда это идет от совковой околокиношной серости, которая бесится от собственной импотенции, а тут, честно слово, не кстати,
06.04.10 21:36
1 0

Fruitbyte: Лиший раз напоминаю, что продюсеры - это люди, занимающиеся продакшеном.



Фантастика. Этот феномен мало того что ни на грамм не знает, что собой представляет современное американское кинопроизводство, но еще и имеет наглость вылезать с поучающим комментарием, демонстрирующим только его совковкую околокиношную быдловатость. Вот мудила-то, прости господи. И не стесняется ведь позориться.
07.04.10 08:22
0 0

Ну, собственно, вспоминается Кортнев с его песенкой "Но я не понял, чё конкретно ты имела в виду?" В этом есть какой-то экзистенциональный смысл, ну, в том, что двух поклонников Валентины зовут формально одинаково? Или Гиллиам настолько увлёкся визуализацией, что на такие мелочи рукой махнул: а пусть их зовут Ваней Васиным и Васей Ванеевым, чего голову ломать зря?
06.04.10 19:37
0 0

Ура! Неужели наконец рецензия?

Ужас как не понравилось, что Тони оказался негодяем и погиб в конце. Прямо какие-то жуткие параллели в голове возникают: по фильму ушёл в волшебное зеркало, там был убит - в реальной жизни не проснулся. Правда, кто сказал, что остальные герои фильма лучше Тони? Не Парнас же этот, который дочь родную проиграл мистеру Нику. Так что мы имеем в итоге фильм, где, по сути, нет ни одного положительного персонажа. И Валентина, и Антон, и Перси отлично знают, что каждому входящему в Воображариум грозит страшная опасность. И доктор Парнас никакой не антагонист мистера Ника, а его пособник. Может, хорошо, когда всё так неоднозначно, но из-за этого - я тут не соглашусь с Алексом - трудновато сопереживать персонажам. Вот, кстати, нестыковка: к чему людям, без зазрения совести отправляющих других в зеркало, из которого есть выход в ад, спасать какого-то незнакомого удавленника?

Между прочим, а разве Энтони (Тони) и Антон - не одно и то же имя? Ну, например, как Егор и Георгий?
06.04.10 19:10
0 0

Диди Энн: Между прочим, а разве Энтони (Тони) и Антон - не одно и то же имя? Ну, например, как Егор и Георгий?



Формально - одно и то же. Фактически - разные.
06.04.10 19:21
0 0

Алекс, а со "Страной приливов" пытались ознакомится? Все же она была после "Братьев Гримм"...и не сказал бы что фильм плох...)))
06.04.10 15:42
0 0

Миры безусловно прекрасны. Но вот в целом впечатление какое-то смазанное и противоречивое. Может из-за Леджера и смены актеров, может из-за озвучки( смотрел в к/т). Что-то категорически не так.

Алекс, посмотрите Страну Приливов - вот там Гиллиам действительно во всей красе. Даже если это экранизация, он всё равно там чистый и неразбаленный.

Мысль насчет Тони-Каина интересна...Жаль не всегда хватает знаний чтобы поймать такие тонкости, которые отличают Кино от ширпотреба.
05.04.10 22:54
0 0

Alex Exler: кто такой этот Тони
Алекс, есть подозрение, что Тони - это Каин.

Ну там... печать у него на лбу, признание Ника по поводу того, что он никак не может Тони прихлопнуть ("И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его"), своеобразные Тони с отношения невинными детьми.
05.04.10 22:03
0 0

Фильм вышел у нас на лицензии? Не могу найти, не хочу качать из торрентов.
05.04.10 22:02
0 0

для меня фильм разделился на две части - с Леджером и без. первая часть великолепна, все на своих местах, вторая - что-то совершенно непонятное. Фаррел не понравился, обычно прекрасные Депп и Лоу совершенно не запомнились. да и героиня Коул оттолкнула именно свей кукольной внешностью.

однако, конечно, ребята старались, в таких-то обстоятельствах. думаю, еще не раз буду внимательно пересматривать.
05.04.10 16:50
0 0

Непонятна оценка за сценарий (4).

Ибо под конец фильма ни о каком связном сюжете говорить вообще не приходится. А жаль... Из-за этого послевкусие испортилось.
05.04.10 15:47
0 0

Stix: Непонятна оценка за сценарий (4).



Описка там. 3 за сценарий, конечно, не больше.
05.04.10 15:53
0 0

С рецензией согласен, но мне в отличие от Алекса этот жуткий сценарий сильно испортил впечатлние от фильма. Тем не менее, скучно не было, осталось какое-то грустное недоумение: "Неужели это Гилиам? Неужели он тоже сдулся?"
05.04.10 13:24
0 0

лично я боялся смотреть следующий фильм любимого режиссера.

Однако, разумеется, я в любом случае собирался смотреть следующий фильм Гиллиама...тем более что здесь Гиллиам был уже един в трех лицах: сценарист, продюсер и режиссер, а это давало серьезные надежды на то, что ему, по крайней мере, никто не будет мешать.

-------------------------------------------------------------------

В 2005-м Гиллиам выпустил фильм "Страна приливов", в котором убедил всех кто еще в этом не уверен что крыша у него поехала окончательно и завалилась за дом. Кстати, интересно было бы почитать рецензию на него.


05.04.10 12:48
0 0

Glaz_Tigra:
В 2005-м Гиллиам выпустил фильм "Страна приливов", в котором убедил всех кто еще в этом не уверен что крыша у него поехала окончательно и завалилась за дом. Кстати, интересно было бы почитать рецензию на него.






Кстати да, тоже о нём вспомнил. Он как-то мне показался совсем коматозным психозом, даже на фоне "Братьев Гримм". После него "Воображариум" и вовсе хорош несказанно, несмотря на все огрехи. Особо конечно Вэйтс прекрасен 😄
05.04.10 13:00
0 0

Glaz_Tigra: В 2005-м Гиллиам выпустил фильм "Страна приливов", в котором убедил всех кто еще в этом не уверен что крыша у него поехала окончательно и завалилась за дом.

У меня сложилось впечателение, что этим фильмом Гиллиам показал fuck продюссерам. Мол, заставляете меня снимать дерьмо - там я вам покажу как оно выглядит. "Страна приливов" - очень точная экранизация одноименно книги, лично гиллиамовского там почти ничего нет.
05.04.10 14:07
0 0

Спасибо за рецензию, Алекс. Вы, я так понял, в оригинале смотрели, где бы взять его?

Что касается сюжета, наиболее правдоподобным кажется что Парнас — это символ художника, которому не без помощи дъявола дан талант - власть погружать человека в мир иной, мир иллюзий. Тони — умение извлекать выгоду из этого таланта, изменить себя чтобы привлечь изменчивую публику, если хочешь успеха. Валентина — простое человеческое счастье, которым надо пожертвовать ради искусства, Антон — наивное желание помирить все эти противоречия. В общем, автобиография, думаю, каждая деталь в фильме имеет свой смысл, но понять все можно только будучи Гильямом. Та еще множество слоев, например когда Леджер уже превратился в Деппа, он видит плывущие фотографии звезд и звучит, что уйдя молодыми, они стали богами - явный намек на Леджера и противопоставление Парнасу-Гильяму.
05.04.10 12:14
0 0

Великолепное кино.
05.04.10 12:09
0 0

Да стремненький фильм на самом деле. Очень раздражает дико ломанным графиком показываемого. То есть местами и великолепный визуальный ряд и отличная игра актеров, а местами такие провалы в невменяемый треш, что любой b-муви поперхнется и покраснеет.
05.04.10 12:07
0 0

Не совсем понял причины, побудившие выпустить фильм на широкий экран... Видимо, надеялись собрать кассу именами актёров. А так фильм очень нишевый, на очень любителя. Мне понравился.
05.04.10 11:28
0 0



vkup: Не совсем понял причины, побудившие выпустить фильм на широкий экран...





Отличный зрелищный фильм. Что тут непонятного? А кассу собрали, да.


05.04.10 11:32
0 0

Исправил, спасибо.
05.04.10 11:28
0 0

"..смерть Хита Леджера, для которого "ВоображариЕм" стал последним фильмом".

Наверное, "ВоображариУм"? Видимо, опечатка.
05.04.10 11:25
0 0