Меч короля / Bastarden
13.06.2024 32055   Комментарии (66)
7,5
Рейтинг IMDB: 7,7
Рейтинг Кинопоиск: 7,7
Рейтинг Экслера: 7,5
Бюджет: $8,5 млн.  Сборы по миру:  $1,57 млн
Никогда еще выращивание картошки не смотрелось столь увлекательно. Понравилось.
Отзыв кота Бублика

"Бастарда" в российском прокате следовало бы переименовать не в "Меч короля", а в "Сельский час": Мадс Миккельсен бесконечно рыдает над картохой, которая плохо растёт и колосится на датских пустошах 18 века.
Зинаида Пронченко, "ведущий европейский кинокритик" (с) Станислав Белковский

Дания, середина XVIII века. Король Фредерик V, раздраженный тем, что вересковые пустоши и болота на полуострове Ютландия никак не осваиваются, и от них нет никаких поступлений в виде налогов в казну, требует от своих министров профинансировать основание там поселений, где бы люди занимались сельским хозяйством и что-нибудь выращивали. Однако земли пустошей очень плохо подходят для земледелия, и сколько правительство королевства ни выделяло денег для основания поселений, в итоге ничего хорошего из этого не вышло: на пустошах ничего не растет, там нет поселений, и там можно встретить только всяких бродяг и бандитов. 

Людвиг Кален (Мадс Миккельсен), отставной капитан, прослуживший двадцать пять лет в армии, решил попробовать свои силы в освоении пустошей. Он хочет там выращивать совершенно новую для Дании культуру - картофель. Дело в том, что картофель - неприхотлив, и может расти на таких землях, на которых не будут расти другие культуры. 

Людвиг пришел с этим планом в министерство, однако там ему заявили, что казна больше не будет финансировать подобные попытки. Но капитан заявил, что он не просит денег - все расходы он намерен покрывать из своей мизерной капитанской пенсии. Он просит только одного: в случае, если его предприятие увенчается успехом, то король предоставит ему дворянское звание. 

В министерстве знают, насколько королю важно освоение этих земель, и там подумали, что они ничем не рискуют, обещая Калену дворянское звание в случае создания агрокультурного поселения, поэтому ему дали требуемое, равно как и разрешение заселить какой-нибудь район пустошей, принадлежащих королю. 

Людвиг нашел участок, который он посчитал подходящим, нанял нескольких местных жителей, среди которых - двое сбежавших от местного землевладельца фон Шинкеля муж и жена Йоханнес Эриксен (Маортен Хее Андерсен) и Энн Барбара (Аманда Коллин), - и начал строительство дома, который он назвал "Королевский дом" (Kongenshus). После окончания строительства дома, Кален с работниками начинает готовить почву под посадку картофеля. 

Все это страшно не нравится тому самому Фредерику фон Шинкелю, крупнейшему землевладельцу. Если у Людвига получится освоить королевскую землю, и туда приедут поселенцы, то сам фон Шинкель уже не будет играть такую важную роль в этом районе. Шинкель - не только влиятельный человек, он еще и представитель закона, так как занимает должность судьи. К тому же он еще и человек подлый и мстительный, так что Людвигу будет нелегко ему противостоять. И мы не знаем, справится он с этим или нет. 

***

В основу сценария этой картины лег роман Иды Йессен "Капитан и Энн Барбара". Над сценарием картины работал сценарист и режиссер Николай Арсель: он писал сценарии к фильму "Девушка с татуировкой дракона", всей трилогии "Мистериум", мини-сериалу "Миллениум" и фильму "Королевский роман", который он сам и поставил, и этот фильм получил "Серебряного Медведя" на Берлинском кинофестивале за лучший сценарий. 

В 2017 году, через 5 лет после выхода "Королевского романа", Николай Арсель ввязался в постановку картины по культовой серии книг Стивена Кинга "Темная башня", о чем впоследствии сильно пожалел: критики картину растоптали (15% на Rottentomatoes), зрители дали рейтинг 5,6 на IMDB, в прокате фильм также фактически провалился, не собрав и двух бюджетов.

Вернулся после этого Николай Арсель как режиссер только через шесть лет с данным фильмом, который в оригинале называется "Bastarden" (бастард, незаконнорожденний - речь идет о самом Людвиге Калене, который был незаконнорожденным сыном одного аристократа). Первоначальное название этой картины - "Земли короля", а "Меч короля" - не такая уж и отсебятина, потому что "мечом короля" себя называет Людвиг Кален в картине. 

"Меч короля" строится по проверенным лекалам предыдущего успешного фильма Арселя "Королевский роман". И именно под эти лекала Арсель адаптировал роман Иды Йессен, потому что в романе основная линия - это история непростых взаимоотношений капитана Людвига Фриса (его так зовут в романе) с Энн Барбарой на фоне трудностей освоения природы Ютландии, - а здесь этим взаимоотношениям уделяется заметно меньше внимания. 

В "Королевском романе" рассказывается о романе юной датской королевы с придворным врачом-немцем Иоганном Фридрихом Струэнзе, которого тоже играл Мадс Миккельсен. Датский король Кристиан VII был показан сдвинутым на всю голову капризным и инфантильным развратником: его сыграл Миккель Боэ Фельсгор, и он за эту роль получил "Серебряного медведя". 

В "Мече короля" тоже присутствует некий роман между кузиной фон Шинкеля Эдель, на которой фон Шинкель должен жениться, и Людвигом Каленом, а фон Шинкель показан явно сдвинутым на всю голову капризным и инфантильным развратником с явными садистскими наклонностями. 

Впрочем, этот роман занимает совсем не центральную часть картины, но и взаимоотношения между Людвигом Каленом и Энн Барбарой тут тоже уделяется не слишком много времени. Центральная часть повествования - противостояние фон Шинкеля и Калена. Противостояние, как вы понимаете, совершенно неравное: несмотря на то, что Кален себя и называет "Мечом короля" и настаивает на том, что он обрабатывает королевские земли, а следовательно, находится под защитой короны, в реальности он и сам хорошо понимает, что никто за него вступаться не будет, при том что фон Шинкель в этих краях - самая важная персона, и он может творить всё что угодно. 

Но Кален - человек очень хладнокровный, упорный и даже упёртый. Он - незаконнорожденный, он всего в этой жизни добился сам. Если он сумеет  освоить этот участок земли и создать поселение, то он получит вожделенное дворянское звание. Так что на кону стоит очень многое, и он не намерен отступать перед этим фон Шинкелем.

Мадс Миккельсен - актер сильный и разноплановый. Но больше всего ему идут вот такие роли - людей немногословных, обладающих жестким характером и не собирающихся прогибаться ни перед кем. И мне понравилось, что в этом образе не было ни капли какого-то лубка. Несмотря на то, что Людвиг - герой исключительно положительный, и мы ему сопереживаем, он вовсе не какой-то добряк-раздобряк. Наоборот, он - человек сугубо прагматичный, и он делает все для того, чтобы добиться своей цели. Он может пожертвовать многим, чтобы её добиться, и это показано совершенно четко.

Хорош Симон Беннебьерг в роли Фредерика де Шинкеля. Законченный мерзавец, извращенец и садист. Он упивается своей властью, которую ему дают деньги, и он совершенно уверен в том, что никто не сможет ему противостоять. И понятно, почему Людвиг Кален вызывает у него такую ненависть: он посмел не подписать кабальный договор с ним, де Шинкелем, он посмел не взять деньги и свалить, когда ему предлагали. 

Но все-таки больше всех после Миккельсена мне здесь понравилась Аманда Коллин, сыгравшая Энн Барбару. Вроде бы обычная служанка, сбежавшая от своего господина. Ее разыскивают, у нее ничего своего нет. Но видно, что она тоже имеет совершенно несгибаемый характер, она - женщина сильная, волевая, и у нее с Людвигом Каленом возникают интересные взаимоотношения: поначалу вроде как от безысходности, но потом это всё развивается в нечто большее. 

А еще тут есть совершенно чудесная цыганская девочка Анмаи Мус, которую сыграла восьмилетняя Мелина Хагбер. Это ее самая первая роль, и Мелина сыграла замечательно: Анмаи забавная и естественная, и с ней в картине немало всего связано. 

Ну и местный священник Антон Эклунд, которого сыграл Густав Линд. Антон становится другом Людвига, он переживает за это предприятие и всячески Калену содействует. Вроде бы персонаж не особенно важный, однако интересный и запоминающийся. 

Поставлено это все хорошо. Вроде бы немудреная история - что нам какой-то там отставной капитан, выращивающий картошку на вересковых пустошах, - а смотрится прямо-таки здорово, мне ни разу не было скучно. Никто над картошкой, как пишет Пронченко, не рыдает, наоборот - Людвиг демонстрирует несокрушимое упорство в достижении своей цели, ему при этом приходится преодолевать многочисленные преграды и временами кажется, что всё, ничего не получилось. Но он не опускает руки и начинает всё заново, продолжая сражаться. 

Депрессивная обстановка, крайне тяжелые условия для жизни, нищенское существование, суровые люди, обладающие чувством собственного достоинства и неимоверным упорством. Наблюдать за этим действительно интересно, и ты понятия не имеешь, чем это все закончится: кинематографисты скандинавских стран не имеют привычки заканчивать фильмы обязательным слюнявым хэппи-эндом, как это принято в Голливуде. 

Хорошее кино, мы с Бубликом получили большое удовольствие. 

P.S. Реальный капитан Людвиг фон Кален (Ludvig von Kahlen) в 1755 году действительно построил дом на пустошах в Центральной Ютландии, который он назвал "Королевским домом". Восемь лет он бился, выращивая картошку, но эта земля так и не стала давать хорошие урожаи. Он и привозил туда несколько немецких колонистов, которые оттуда сбежали, и нанимал местных работников, но тоже не смог их удержать. В итоге он сдался и уехал, чтобы вернуться к воинской службе.

Вот рисунок, на котором запечатлен Людвиг фон Кален.

P.P.S. Кстати, в итоге картофель в Дании внедрил тот самый врач-немец Иоганн Фридрих Струэнзе, герой "Королевского романа", который в реальности провел в Дании серьезные реформы и много на что повлиял.   


Официальный трейлер:

 

© 1998–2024 Alex Exler
13.06.2024
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 5
Сценарий 4+
Кратко о фильме:
хорошее кино
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 66

двое сбежавших от местного землевладельца фон Шинкеля муж и жена...
Кажется, лучше было бы "Сбежавшие от местного землевладельца фон Шинкеля муж и жена..." или "Двое сбежавших от местного землевладельца фон Шинкеля - муж и жена..."
15.06.24 19:28
0 0

""Бастарда" в российском прокате следовало бы переименовать не в "Меч короля", а в "Сельский час": Мадс Миккельсен бесконечно рыдает над картохой, которая плохо растёт и колосится на датских пустошах 18 века.
Зинаида Пронченко, "ведущий европейский кинокритик"

Это Зинаида Пронченко "Марсианин" не смотрела...
А фильм скачал, исключительно ради Мадса Миккельсена; он талантлив и разнообразен.
14.06.24 09:25
0 0

всей трилогии "Мистериум"
«Вся трилогия „Мистериум“» на данный момент состоит, если я не ошибаюсь, из пяти фильмов.
14.06.24 00:14
0 0

В том и мистериум.
14.06.24 13:50
0 0

13.06.24 19:19
1 1

13.06.24 22:22
0 0

... малята — отозвалось эхо.
14.06.24 11:25
0 0

...та й зйив лайно!
14.06.24 13:41
0 0

Не досмотрела. С одной стороны никому не нужная бесполезная земля куда никто не хочет ехать и обрабатывать, с другой стороны драчка за эту самую землю как будто там сокровища. Бедный ветеран который готов камни грызть ради дворянского звания.
13.06.24 18:10
0 1

Так в реальной жизни, выходит, все эти мучения ни к чему не привели? И зачем тогда это экранизировать?
13.06.24 16:22
1 1

Возможно, чтобы показать, что главное не упорство и воля, а мозги.
Если прилагать множество усилий к совершенно бессмысленному делу, это не доблесть, а тупость?
13.06.24 19:06
0 1

Я так понял из описания, что фильм героизирует персонажа.
13.06.24 19:19
0 0

Так в реальной жизни, выходит, все эти мучения ни к чему не привели? И зачем тогда это экранизировать?
Сажала же изнеженная Скарлетт О'Хара хлопок, а его потом северяне сожгли; или в "Сёгун" строил Блэкторн корабль, а его тоже сожгли! Да и у Робинзона Крузо проблем хватало.
Но посмотреть интересно, нет?
14.06.24 09:34
0 4

Сажала же изнеженная Скарлетт О'Хара хлопок, а его потом северяне сожгли; или в "Сёгун" строил Блэкторн корабль, а его тоже сожгли!
Совсем другое. а) эпизод, а не стержень всего произведения; б) результат злых противостоящих сил. Ситуация вида "враги сожгли родную хату", чтобы показать тернистость пути главгера.

Не знаю, как в фильме, может, там всё переврали. Но в жизни чувак бился-бился с безнадёжным делом на бесплодной земле, ничего не добился, плюнул и отступился.
14.06.24 09:41
0 0

Но в жизни чувак бился-бился с безнадёжным делом на бесплодной земле, ничего не добился, плюнул и отступился.
Всё равно посмотрю.
Человек сыграл в "Ещё по одной" и в "Охота"; такого уровня артистов поискать надо.
14.06.24 10:00
0 0

От "Ещё по одной" немедленно хочется выпить, а "Охота" мне очень нравится, только совсем другая:
14.06.24 10:18
0 1

Мадс Миккельсен, конечно, мощный актёр. Но играет он, как правило, в серьёзных драматических фильмах. А у меня, в силу опилочной структуры мозгов, такие фильмы вызывают лишь скуку и уныние. Впрочем, он иногда прорывается и в пузырь моих интересов. Незабываема его реплика: "Ваш друг Матисс — это вообще-то мой друг Матисс" и — херак!

А вот пример, когда Мадс проявился во всей красе и для меня:
14.06.24 10:28
0 1

Так в реальной жизни, выходит, все эти мучения ни к чему не привели? И зачем тогда это экранизировать?
а что, надо экранизировать только историю успеха? Я еще не смотрел фильм, но даже неудачи в итоге прокладывают дорогу успеху. Ведь в конце концов у датчан все получилось — благодаря личным качествам, которые описаны в рецензии, и тому, что они не сдавались после неудач. Как говорил Уинстон Черчилль, успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма.
14.06.24 11:29
0 1

Да, не обязательно история успеха. Но важно, какая мораль проповедуется. Пока из краткого рассказа о реальных событиях я вывел мораль: "не умеешь — не берись". Интересно, что показано в фильме. К сожалению Алекс спойлеров не даёт, даже спрятанных, а сам я смотреть не собираюсь.
14.06.24 12:25
0 0

Фридриху, королю Пруссии, приписывается изречение - "Невозможно узнать вкус яблока, если его не укусить".
В крайнем случае я выключу этот фильм через четверть часа. Но укушу!
14.06.24 13:40
0 2

Датский картофельный бунт. Бессмысленный и беспощадный
13.06.24 15:20
0 1

На редкость тупой сценарий с тупыми, картонными героями, непонятной мотивацией и тошнотворно-сопливой линией "циган". Мне даже показалось, что "цигане" с совей тележкой - это "мохноноги", которые притопали в этот фильм прямо из не менее тошнотворного сериала "Властелин колец" от Амазона.
13.06.24 14:38
11 2

Никто над картошкой, как пишет Пронченко, не рыдает
так над картошкой и не надо рыдать, надо дышать. Тогда сразу всё проходит! 😄
13.06.24 13:47
0 6

Картошку надо тупо есть.
13.06.24 13:53
0 0

Картошку надо тупо есть.
А можно и остро. Я такие остренькие Wedges люблю с Remoulade из дискаунтера есть (к свиным рёбрам, например, когда в виде шмата маринованного мяса на косточке, слегка макаемого в сальсу). Эх, несколько лет не брал их уже...
13.06.24 14:23
0 4

к свиным рёбрам
Порошу! К мясу дикого риппена!
15.06.24 08:26
0 0

Скандинавское кино. Билеты продаются с веревкой и куском мыла в придачу 😄
13.06.24 13:02
4 6

Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно - "незаконнорожденный", названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный...). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.
13.06.24 12:16
0 7

- У тебя меч - бастард!
- Полуторный?
- Нет. Ублюдочный.
13.06.24 12:38
0 7

Меч короля / Bastarden
Опять эта чортова неопределенность!
13.06.24 11:30
1 1

Страна промискуитета, ага.

С этим фильмом связана прикольная история, когда на Венецианском фестивале во время пресс-конферееции какой-то шибко умный журналист спросил Миккельсена и Арселя, почему в фильме нет расового разнообразия. Мадс просто выпал в осадок от тупости вопроса. Арсель оказался более находчивым и сказал, что их фильм исторический и там есть персонаж с другим цветом кожи (вероятно, как раз цыганка), что доя того времени в Дании было невероятной экзотикой.

В общем, отбрехались. Помниться, в ролике оттуда выражение лица Мадса при вопросе было эпичным. Так и читалось "Какого хера?!" Он чуть водой не подавился.
13.06.24 11:19
1 10

Мадс просто выпал в осадок от тупости вопроса.
Секундочку! Для вас (белых расистов) это экзотика, а вот у них как-то получается:
13.06.24 11:34
0 0

Я не белый расист. Точнее, я белый рационалист. И мне решительно пофиг на чёрных эльфов, хоббитов и джедаев, потому что в вымышленных мирах может быть что угодно. Но негры и арабы в Ютландии 18 века или чернокожая аристократка в средневековой Италии или чёрная жена английского короля кажутся мне феерической тупостью в угоду левацкой повесточки.
13.06.24 13:45
1 16

Опередил. Я бы с удовольствием посмотрел версию Короля Лир, с действием где-то в Бруклине. Но не Ричарда III.
13.06.24 14:30
0 0

Ну, вот Вестсайдская история. Рома и Джулька в Нью-Йорке. Отлично же.
Были и другие осовремененные версии. Но если Ромео и Джульетта в Вероне эпохи Возрождения, в антураже реальной истории, с дуэлями и родовой честью, то никаких негров. Хотите негров? Перенесите сюжет в Африку. Или куда угодно, где подобное возможно. Сюжет позволит после небольшой переделки.
Иначе нахер.
13.06.24 15:52
2 4

Лучше глянуть как Карл Маннергейм служил в русской армии во времена императора Николая 2
13.06.24 15:58
1 2

Кстати, фильм/спектакль в Сенегале или Кении, где шекспировских средневековых итальянцев или англичан играют местные актёры - никаких проблем. Так же, как Отелло и Хижина дяди Тома в Китае или Монголии с блэкфэйсом.
13.06.24 16:28
0 3

Иначе нахер.
Да! И "Отелло" туда же! Какие, действительно, чернокожие в Италии в 1603 году...
13.06.24 22:36
2 0

Не вызывает никакого интереса разжёвывать тему в -цатый раз.
14.06.24 04:32
0 0

Какие, действительно, чернокожие в Италии в 1603 году...
Маврикий Отелло, прозванный Мавром за смуглую кожу
14.06.24 06:41
0 2

Отелло прописан тёмным в изначальном сюжете. А что, Джульетта в оригинале была чёрной? Шекспир не описывал ее внешность. Однако он упоминал её "золотые волосы". То есть она была ярко выраженная блондинка, что нередко встречается в северной Италии, где и находится Верона.
14.06.24 11:49
0 1

Не вызывает никакого интереса разжёвывать тему в -цатый раз.
...но в разговор встряну и коммент напишу. Безо всякого интереса, разумеется...
14.06.24 13:28
0 0

Отелло прописан тёмным в изначальном сюжете.
чернокожая аристократка в средневековой Италии ... кажутся мне феерической тупостью в угоду левацкой повесточки
Противоречие некое вижу я ...
14.06.24 13:31
0 0

...но в разговор встряну и коммент напишу. Безо всякого интереса, разумеется...
Не догоняете? Бывает. В противном случае ваш коммент повис бы неопровергнутым аргументом, чем он на самом деле не является, а является невежественной чепухой, свидетельствующей о незнании темы и истории вопроса.
14.06.24 13:36
0 0

Над тем, что Маннергейм чернокожий принято смеяться, но в фильме цвет кожи вообще офигенно в тему.

Там же рассказ о том, как в бедную кенийскую деревню приходит чернокожий пожилой чувак, который рассказывает таким же неграм о Маннергейме. Ну и, соответственно, дети представляют себе Маннергейма вот таким.

Ни логика, ни причинно-следственные связи ничуть не страдают.
14.06.24 17:07
0 1

Не догоняете? Бывает.
Не, аргументы типа вашего не догоняю...

В противном случае ваш коммент повис бы неопровергнутым аргументом, чем он на самом деле не является, а является невежественной чепухой, свидетельствующей о незнании темы и истории вопроса.
Простите, кто на ком стоял?..
14.06.24 18:38
0 0

Вот с первого взгляда на скриншоты сразу распознал автора фильма про Струэнзе. Тот же Миккельсен в тех же декорациях 😉

А вот военный на рисунке в конце рецензии одет в форму начала XIX века, что-то не клеится
13.06.24 11:15
0 4

Угу, очень похож на гусара времён наполеоновских войн.
13.06.24 13:38
0 2

> Никогда еще выращивание картошки не смотрелось столь увлекательно.
А как же Марсианин?
13.06.24 11:09
0 43

> Никогда еще выращивание картошки не смотрелось столь увлекательно. А как же Марсианин?
В Точку !!!
13.06.24 11:49
0 8

Кстати, действительно 😄
13.06.24 12:06
0 8

А как же Марсианин?
Нет, там выращивание картошки никогда еще не выглядело столь фантастически.
13.06.24 12:21
1 2

Есть ещё милый корейский фильм "Робинзон на Луне" про неудачливого самоубийцу, оказавшегося на необитаемом острове в центре Сеула.
13.06.24 12:24
1 1

В Точку !!!
Вкусно, и в Точку! 😄

Есть ещё милый корейский фильм "Робинзон на Луне" про неудачливого самоубийцу, оказавшегося на необитаемом острове в центре Сеула.
Спасибо за наводку. Хотел на ночь посмотреть, что-нибудь не грузящее. Фильм полностью оправдал ожидания, хотя к комедии, как было написано в аннотации, я бы его не отнёс. И открытый финал понравился, главные герои могут прожить долго и счастливо, а могут и доехать до 63-х этажного небоскрёба и спрыгнуть вниз.
13.06.24 22:46
0 0

Картошка, говоришь? Хе-хе!
14.06.24 06:27
0 2

Картошка, говоришь? Хе-хе!
"Небось, картошку все мы уважаем,
Когда с сольцой её подмять!"
14.06.24 06:39
0 2

"намять"
Можно также помять, то же действие. Но только не подмять! Подмять (под себя) — применить насилие, чтобы подчинить себе.
14.06.24 09:46
0 3

Не у всех картошка была замечена в мазохизме.
14.06.24 13:37
0 0

Ой! Вы брали её силой?
14.06.24 15:15
0 1

Это и есть подминание.
14.06.24 22:31
0 0

Подмял картошку под себя
Не дав ей шансов хоть немножко
И, власть свою употребя,
Насильно хавал полной ложкой

Мизокартофельный маньяк
Ты утвердил своё желанье
Судьбу чужую взяв в кулак,
Ты не достоин оправданья
15.06.24 08:52
0 1

Попрать ты истину взалкал
О том, что свята жизнь любая
Убив картошку, как шакал
И жадно плоть её глодая
15.06.24 09:48
0 1

Шик!!!

Простите, не удержался:

suno.com
15.06.24 15:52
0 1

Польщён, весьма польщён! 😄
15.06.24 18:06
0 0