Искусство самообороны / The Art of Self-Defense
10.05.2021 64071   Комментарии (48)
6,8
Рейтинг IMDB: 6,6
Рейтинг Экслера: 6,8
Очень необычное авторское кино. Понравится не всем, но мне понравилось.
Отзыв кота Бублика

Финал просто порвал. Я аплодировал лежа.
Признание кота Бублика

Такса там совершенно очаровательная.
Неожиданное признание кота Бублика, которому пришлось поступиться принципами.

Кейси Дэвис (Джесси Айзенберг) - скромный и стеснительный офисный служащий. В свои тридцать четыре года он живет один, а его одиночество скрашивает только собачка такса. Коллеги по работе его ни в грош не ставят и смотрят на Кейси, как на пустое место. Правда, к Кейси почему-то благоволит начальник, но из-за этого коллеги, которые начальника не любят, начинают и вовсе парня ненавидеть.

А тут еще в один не слишком радостный день Кейси вечером отправился в магазин за кормом для собаки - он его забыл купить днем, - по дороге на него напала группа каких-то отмороженных мотоциклистов, и Кейси избили так, что он был вынужден провести несколько дней в больнице.

Выйдя из больницы, Кейси решительно пошел в оружейный магазин и сказал, что хочет купить себе пистолет для самообороны. Однако выяснилось, что для покупки оружия сначала нужно заполнить различные бумаги, после этого бумаги должны пройти соответствующую проверку, и на это уйдет несколько дней. Так что Кейси придется ждать.

В какой-то момент, проходя по улице, Кейси наткнулся на додзё - зал для занятия боевыми искусствами. Внутри додзё человек в черном кимоно с черным поясом проводил тренировку по карате. После окончания тренировки Кейси спросил тренера, которого все называли Сенсей (Алессандро Нивола), можно ли ему присоединиться к группе и начать тренировки, на что Сенсей ответил утвердительно.

Кейси начал ходить на тренировки, но постепенно стал понимать, что это не совсем обычная школа карате. Это не МакДодзё, как такие школы иронично называют, это нечто совершенно иное.

***

Когда читаешь анонс этого фильма, то кажется, что ты хорошо понимаешь, что там тебя вообще ждет. Одинокий депрессивный клерк, на которого напали какие-то отморозки, хочет обрести уверенность в себе, для чего он отправился в школу карате. Там он начнет постигать уроки мужества, чему-то научится, в нем появится уверенность в своих силах, после чего он и на работе заставит всех себя уважать, и отморозкам сможет дать отпор. Но куда его это все заведет - мы не знаем, нам это в фильме и покажут.

Но я знал, что это не мэйнстримный фильм, это независимый проект и независимый режиссер Райли Стернс, а так как тут еще и играют хорошие актеры Джесси Айзенберг и Имоджен Путс, то я решил все-таки попробовать эту картину посмотреть...

Как справедливо заметил кот Бублик, это очень необычное кино. И если по началу фильма кажется, что вы понимаете, чего тут ждать, причем некоторое время события и развиваются в том самом ожидаемом русле, однако картина достаточно резко начинает менять манеру повествования, и если это все начинается как депрессивная драма, то позже стиль мигрирует в сторону остросюжетного триллера с элементами черного юмора, а в тот момент, когда ты пытаешься понять, куда же это все в конце концов заведет режиссера, наступает предельно неожиданный финал, который даже удостоился наших с Бубликом аплодисментов - это было здорово сделано.

"Искусство самообороны" - фильм непростой для восприятия и достаточно "многослойный". С одной стороны здесь есть различные остросюжетные повороты событий, с другой - здесь есть некоторый сатирический подтекст. 

С самого начала Сенсей демонстрирует приверженность культу маскулинности и пытается воспитывать в подобном духе своих учеников. При этом среди учеников в группе есть одна-единственная женщина Анна (Имоджен Путс), имеющая коричневый пояс и достигшая в боевых искусствах больших успехов. Однако видно, что Сенсей относится к ней с некоторым пренебрежением: боевые искусства, считает Сенсей, это для настоящих мужиков, а женщина в карате - это так, баловство какое-то. Хотя на самом деле Анна по уровню мастерства - лучшая в группе. 

И, в общем, хорошо видно, с какой иронией сам постановщик относится и к этому культу брутальной маскулинности, и ко всяким ритуалам, неукоснительного соблюдения которых требует Сенсей, особенно учитывая то, кем этот Сенсей в конце концов оказался. Там, конечно, интересно было бы поговорить о том, почему и как он дошел до жизни такой (для этого в картине есть определенные подсказки, которые поначалу мало о чем говорят, но потом выстраиваются в четкую картину), но мы этого не будем делать, чтобы не спойлерить тем, кто этот фильм, возможно, захочет посмотреть. 

Джесси Айзенберг, который, будучи именитым и востребованным в мэйнстриме актером, также охотно участвует в низкобюджетном авторском кино, здесь играет роль, которая для него подходит на все сто: серый, одинокий, унылый офисный клерк, который одним своим видом вгоняет в тоску. Однако этот персонаж проходит интересные последовательные трансформации, и Джесси, чьи актерские возможности достаточно разнообразны, эти изменения в личности персонажа показал очень интересно. 

Сенсея сыграл Аллесандро Нивола. И у него образ получился очень непростой. Поначалу кажется, что Сенсей - такой классический "гуру восточных единоборств": требовательный к своим ученикам, но справедливый. Однако там довольно быстро становится понятно, что с Сенсеем что-то не так, и Нивола этого персонажа сыграл здорово. 

Актрису Имоджен Путс я до этого видел в двух фильмах - "Долгое падение" и "Прощальный квартет", и она там мне сразу запомнилась: интересная характерная актриса. Здесь у нее несколько неожиданная роль: Анна - очень боевая и волевая, но Сенсей к ней относится в лучшем случае снисходительно, не признавая ее достижений, но Анна пытается с этим бороться и не сдается. 

Очень яркий получился образ, Имоджен в очередной раз ничуть не разочаровала, ну и должен отметить, что в поединках, в которых она участвовала, чисто со спортивной точки зрения она выглядела достаточно достоверно и эффектно. Замечу, что Джесси Айзенберг с этим делом как раз не напрягался совершенно, но, впрочем, понятно, в фильме дело вовсе не в его каких-то каратистских умениях.

Мне понравился этот фильм. С одной стороны, вроде ничего особенного и к просмотру совершенно необязательно. С другой, необычная постановка, резкие повороты сюжета, хорошая игра актеров - в итоге я ничуть не пожалел, что посмотрел эту картину. Как некоторый срыв стереотипа - вполне подходит!

© 1998–2024 Alex Exler
10.05.2021
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
очень необычно
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 48

Мода такая что ли пошла - снимать в кризисный год с Айзенбергом и Путс? Уже второй фильм вижу (первый - Вивариум).
12.05.21 12:11
0 0

Возможно, мне помешало то, что Алекс в рецензии предупредил, что сенсей и его додзе - не то, чем они кажутся изначально. Но так или иначе, главный поворот сюжета (кто такой сенсей, что его связывает с Кейси и т.п.) я угадал практически сразу. Ну и смотреть после этого было уже не очень интересно.
Желающим посмеяться над "адептами смертельных стилей" (и владеющим английским) могу порекомендовать ютуб-сериал Enter the Dojo про Мастера Кена и его уникальное БИ "америдоте". Серии короткие, не утомляют совершенно.
11.05.21 18:03
0 0

У меня есть знакомый, который посвятил каратэ 20 лет жизни, у него немецкая овчарка. Так смешно было это видеть в кино. Порекомендовал ему фильм.
11.05.21 08:00
0 4

Вот он будет плеваться (пардон) с тех каратек и сенсея, что показаны в фильме...
11.05.21 12:32
0 2

Кино ещё не смотрел, так что извините если не в тему... но любителям своеобразного юмора могу посоветовать эпическую комедию о "крутом сенсее" с Денни Макбрайдом в главной роли:
"Путь ноги и кулака".
10.05.21 23:51
0 0

Happy End. 6серий очень мрачного российского сериала про день сегодняшний. Прям, удивили. Посмотрите, Aleх, вряд ли много похожего видели. Необычное весьма.
10.05.21 23:01
0 0

Вау! Одна из четырёх рецензий, которые мне бы хотелось прочитать у Экслера! А ведь фильм не мейнстримовый, даже не думал, что Алекс его будет смотреть. У фильма отличное послевкусие, кстати. Сцена финальной драки и сцена, где Сенсей движениями демонстрирует свои планы на вечер - шедевральны!
Ну, если Имоджен Путс нравится, Алекс, то "Грязь" к просмотру просто обязательна. Тем более там Макэвой неудержим просто.
Мне к "Искусству самообороны", кстати, очень понравился вот этот постер - вроде и просто, но чем-то захватывает.
По-моему, к этому фильму надо обязательно делать небольшое замечание, что в фильме отображаются 80-90-е. Это не бросается сразу в глаза, кажется сначала, что речь идёт о современности, но только по мелочам (запись видео на видеокамеру, ЭЛТ мониторы) - становится понятно, о каких годах речь. А это во многом меняет отношение к фильму, особенно у поколения, которые в эти годы жило - сразу вспоминаются многочисленные каратешные боевики того времени.

P.S.
Начальника жалко. Он же к ГГ хорошо относился, за что его так?
10.05.21 22:01
0 3

Ну, если Имоджен Путс нравится, Алекс, то "Грязь" к просмотру просто обязательна.
В "28 Недель спустя" её первая заметная роль, там она ещё подросток.
11.05.21 07:57
0 0

Разноцветный пояс на фото мастера и акцент на том, что он придумал его сам и сам же себе вручил - тонкая ирония над ЛГБТ, или обязательное требование даже в авторском кино?
10.05.21 21:36
2 2

Иногда банан - это просто банан.
10.05.21 21:46
1 3

Иногда банан - это просто банан.
Ерунда. Нет никаких "просто бананов" в этом кино. Учитывая, что радужных поясов в каратэ не существует, в фильме это явно какая-то "пасхалочка".
11.05.21 04:38
0 1

Ерунда. Нет никаких "просто бананов" в этом кино. Учитывая, что радужных поясов в каратэ не существует, в фильме это явно какая-то "пасхалочка".
В сцене с массажем я уже приготовился к этой пасхалочке.
11.05.21 04:50
0 1

Во-первых, расцветки ЛГБТ-флага и разноцветного пояса у Великого Мастера не совпадают - см. ссылки. В ЛГБТ-флаге вообще нет белого цвета.
Во-вторых, это может быть некоторой отсылкой к истории с создателем каратэ Гитином Фунакоси, который однажды вышел к своим ученикам в белом поясе, что означало начало нового витка в познании себя и самосовершенствовании.
11.05.21 11:00
1 0

Имоджен Путс
10.05.21 21:29
0 0

[С одной стороны, вроде ничего особенного и к просмотру совершенно необязательно. С другой, необычная постановка, резкие повороты сюжета, хорошая игра актеров - в итоге я ничуть не пожалел, что посмотрел эту картину.]

В оценках, Алекс написал решайте сами, и я решил посмотреть. Лучше бы Алекс написал, что смотреть не стоит. Мое мнение, если оно, конечно, здесь хоть кого-то интересует, - совершенно картонный фильм про картонное карате. Никак не отражает дух восточных единоборств, которые выставлены в анекдотическом ракурсе - этакое фаст фуд карате) Единственный реалистичный момент - это финальная битва (ха-ха, почти спойлер) глав гада с глав героем. Все остальное, ИМХО, туфта. Извините.
10.05.21 19:36
5 2

Сказка ложь, но в ней намек. Слышал от энтузиастов этого дела, что все же садизм восточные единоборства могут вырабатывать. И да, есть так пунктик у сенсеев иногда поговорить о том как и сопляков и тюфяков они воспитывают настоящих мужчин. Но на публике, конечно, будут расказывать что единоборства это несколько необычная форма проявления любви и уважения к ближнему.

Слышал от энтузиастов этого дела, что все же садизм восточные единоборства могут вырабатывать. И да, есть так пунктик у сенсеев иногда поговорить о том как и сопляков и тюфяков они воспитывают настоящих мужчин.
Либо вы слушали поверхностных энтузиастов, которые идут в секции именно за этим, либо картонных сенсеев как в этом фильме.
Восточные единоборства в своем корне - это вообще не о драке и не победе, в ее европейском понимании. Западное воспитание ставит во главу цель, а восточное сам путь к этой цели, и очень важно как вы будете идти по этому пути.

Восточные единоборства в своем корне - это заработок сенсея на жизнь. Остальное вторичные детали.
11.05.21 08:57
2 7

Мое мнение, если оно, конечно, здесь хоть кого-то интересует, - совершенно картонный фильм про картонное карате. Никак не отражает дух восточных единоборств
Да этот фильм, что совершенно очевидно, вообще не о карате.
11.05.21 10:51
0 4

Лучше бы Алекс написал, что смотреть не стоит. Мое мнение, если оно, конечно, здесь хоть кого-то интересует, - совершенно картонный фильм про картонное карате.
Эээ, кому лучше? Лично вам? Плохая бяка, не понравилась, пусть бяки не будет? А мне вот Алекс сказал про это кино - решай сам, я посмотрел и остался доволен. Кто из нас более матери-истории ценнен? Да поровну, думаю, ни больше, ни меньше. И тонкое наблюдение, что это не совсем документалка от Нейшнл Джиографик, я, пожалуй, опровергать не буду, что есть, то есть, подмечено не в бровь, а в глаз. У меня дядя - один из тренеров сборной города федерации тхэквондо. И он ничего такого не рассказывал. С другой стороны, тхэквондо ведь не карате, он может чего-то и не знать.
Но ведь в чем штука, как уже правильно заметили, это не картонный фильм про картонное карате, а достаточно некартонный фильм вовсе не про карате.
12.05.21 05:01
0 3

Актрису Имоджен Путс я до этого её видел в двух фильмах
"Её" лишнее.
10.05.21 18:52
0 0

Посмотрел фильм пор наводке Алекса. Да, действительно, необычный. Но захватывает от начала до конца.

"Там, конечно, интересно было бы поговорить о том, почему и как он дошел до жизни такой (для этого в картине есть определенные подсказки, которые поначалу мало о чем говорят, но потом выстраиваются в четкую картину), но мы этого не будем делать, чтобы не спойлерить"

Да, очень интересно. А что за подсказки?

Как-то может намекнуть? 😄 Или написать "скрытым" текстом.
10.05.21 17:44
0 1

Хых, я зашёл сюда задать тот же вопрос. Увидел рецензию, только что посмотрел фильм, прочёл рецензию и сразу же сюда. Может быть Алекс поделится соображениями, под спойлером, разумеется?
10.05.21 18:36
0 0

Сенсей, судя по всему, был точно таким же фриком-лузером, как и Кейси. И имя у него тоже было девчачье - Элис, насколько я помню? И Кейси он поэтому так привечал с самого начала - видел в нем себя прошлого. И жетлый пояс ему сразу вручил, и на ночную тренировку пригласил. Другое дело, на что сам Сенсей направил те умения, которые он получил. На насилие и доминирование, а вовсе не на самозащиту как таковую. И своих подопечных он учил этому же, тогда как философия боевых искусств обычно направлена на совершенно другое.
10.05.21 19:35
0 9

А ведь и действительно! Очень верное наблюдение. Но вот что всё равно непонятно:

Какова вообще сверхцель всей этой движухи? Для чего сенсей вбивал своим ученикам предельную жестокость и безжалостность? Исключительно ради реализации своих маньячных наклонностей? Т.е. чисто эдакий иррациональный картонный киношный злодей? Но по ходу сюжета он не производит впечатление такого человека. Или всё-таки создание ОПГ с целью совершения разбойных нападений, убийств, похищений и т.д.? Но к этому в фильме не дано никаких намёков.

Т.е. просто: вначале во главе школы был плохой мужчина, и всем вокруг было от этого плохо: как его ученикам, так и населению района. Но теперь во главе будет стоять женщина, и всем наконец станет хорошо.

Феминистская агитка, но зрелищная и захватывающая 😄
11.05.21 06:08
0 0

фильм забавный, да. Истории с немецким и с собакой. супер!
10.05.21 15:55
0 0

Посмотрю. Уже нашёл 😄 и там в комментах тоже не понимают - что это было? Даже интересно.
10.05.21 14:35
0 0

Фокус с рукой конечно шедеврален. Запомнился.
10.05.21 14:15
0 0

Алекс, где-то ИмоджЕн ПУтс, а где-то ИмоджИн ПОтс.
10.05.21 13:07
0 0

Кстати, это уже не первый странный фильм, где Айзенберг и Путс играют вместе. Недавно вышел "Вивариум", тоже крайне необычное кино, очень рекомендую.
10.05.21 11:56
0 0

Off topic. Вышел майор Гром на носителях, интересно почитать ваше мнение, Алекс. Там интересная история получилось с этим кино. Снято довольно качественно, но фильм разделил аудиторию и гиков на два лагеря. Тех кто видит тонкую агитку, и тех кто ее не видит. Было бы интересно узнать что думает Алекс, если у него есть желание посмотреть это.
( Я из тех что агитку заметил).

А "искусство самообороны" пропустил как то. Было в планах, но потом забылось как то.
10.05.21 11:24
0 0

фильм разделил аудиторию и гиков на два лагеря. Тех кто видит тонкую агитку, и тех кто ее не видит. Было бы интересно узнать что думает Алекс, если у него есть желание посмотреть это.
( Я из тех что агитку заметил).
Если вы про ограбление банка (а других серий вроде пока не было), то я, прочитав ваш коммент, пошёл её смотреть и смотрел, старательно таращив глаза. Но никакой агитки, увы, не заметил. Разве что полицаев в форме показали какими-то напомаженными, стильными. Но это я счёл за особенность жанра. Не будете ли вы столь любезны высказать ваше предположение?
10.05.21 19:12
1 0

Если вы про ограбление банка (а других серий вроде пока не было)
Создаётся впечатление, что вы говорите о старой короткометражке с грабителями в масках хоккеистов из мультфильма.
Сейчас вышел полнометражный фильм с другими режиссёром и актёром на роли Грома - "Чумной доктор," про злого Павла Дурова (пардон, Сергея Разумовского). Антогонист, кстати, немного напоминает Айзенберга в роли Лютера в БпС
10.05.21 19:35
0 2

Нет. Не стану. Если появиться рецензия там и обсудим.

Но я не про короткометражку говорил, я имел в виду полнометражный фильм "Майор Гром: Чумной доктор". В апреле вышел.
10.05.21 19:47
0 0

О, теперь ясно! А то я погуглил, и про "Чумного доктора" говорилось только в виде трейлеров, и я подумал, что он только анонсируется. Все первые выдачи, включая Вики, были про короткометражку, и я впал в заблуждение.
10.05.21 20:08
0 0

Как хорошо, что я не смотрел БпС (и не знал, что Айзенберг там играл). Нет уж, Коламбус — наиболее приятная ассоциация с этим актёром. Пусть так и будет.
10.05.21 20:13
0 0

Как хорошо, что я не смотрел БпС (и не знал, что Айзенберг там играл)
Айзенберг в роли иезуитского манипулятора - единственное, что заслуживает внимания в том творении.
10.05.21 22:25
0 0

А мне и Бэтмен Аффлека зашёл.
Ну и я не понимаю столько хейта в адрес БпС. Да, есть там не слабые косяки, но есть и хорошие моменты. Причём очень хорошие.
10.05.21 22:59
0 0

А мне и Бэтмен Аффлека зашёл
Он вполне на уровне.
11.05.21 00:19
0 0

Если вам нравится Имоджен Путс, то, возможно, стоит посмотреть Fright Night (2011 года). Конечно, не все любят вампирские фильмы так, как я, но это, на мой взгляд, реально шедевральный фильм такой тематики — так что, даже со скидкой на мой интерес к ней, все равно в остатке имеется очень хороший фильм. Да и актерский состав чего стоит: в главной роли — Антон Ельчин, а в достаточно заметных ролях, помимо Путс, еще Колин Фаррелл и Дэвид Теннант. Да и вампир там не модное сейчас гламурное создание, а нечто очень брутальное и нечеловеческое.

Да, это ремейк (поэтому я отдельно указал год), но этот ремейк на порядок лучше оригинала.
10.05.21 10:21
0 1

Ясно, спасибо. Тема не моя, но набор актеров впечатляет.
10.05.21 10:38
0 0

Необычный фильм. Айзенберг отлично отыграл.
Сенсей почему-то сразу напомнил образ сенсея из стендапа Чебаткова - там тоже был такой на всю голову отутюженый персонаж, который повсюду ходил в кимано и бил детей палками.
10.05.21 10:20
0 0

На ютубе есть целая серия, посвященная поединкам мастеров боевых искусств разных полов, которые последнее время происходят и на Западе, и в Азии. В 99 процентах побеждают мужчины. Даже когда женщина несколько лет занимается, а мужчина новичок или мелкий или жирный. Физиологию не обманешь, и точка. Женщины в драке обычно побеждают только в кино. Конечно, бывают исключения. Но лишь тогда, когда женщина хорошо тренирована- солдат, агент, боец ММА- и ей противостоит полный профан. Потому пренебрежение со стороны профи женщинами-якобы бойцами вполне оправданы.
10.05.21 10:10
6 10

Спасибо за рецензию
10.05.21 09:33
0 2

Актёры отличные, а фильм как-то стёрся уже из памяти после просмотра... но и негатива не оставил.
10.05.21 09:29
1 0

Актёры отличные, а фильм как-то стёрся уже из памяти после просмотра... но и негатива не оставил.
Прямо как "Ультра-американцы"
13.05.21 17:11
0 0

Очень понравился этот фильм. Смотрел его уже пару раз. Ждал рецензии на него здесь и ожидал оценок повыше. Хотя бы за актерскую игру: Айзенберг как всегда на высоте, а сенсей и девушка просто сногсшибательно харизматичны.
10.05.21 09:27
0 2

Айзенберг как всегда на высоте, а сенсей и девушка просто сногсшибательно харизматичны.
Годнота. Наверное в подобном духе "Человек-швейцарский нож".
11.05.21 08:06
0 0