Кандагар / Kandagar
18.03.2010 22729   Комментарии (28)
Драма, Россия, 2009, 99 мин.
Бюджет: $7 млн.  Сборы в России:  $15 млн
Явно ожидал большего.
Отзыв кота Бублика

1995 год. Российский транспортный самолет Ил-76 летит из Турции в Кабул с якобы гуманитарным грузом из Китая. На самом деле самолет везет патроны, но груз - вполне легальный, предназначенный для правительственных войск. В небе над Кандагаром самолет перехватывает истребитель и заставляет Ил-76 сесть в Кандагаре - столице талибов, поднявших восстание против правительства Афганистана.

Экипаж состоит из пяти человек: командир (Александр Балуев), второй пилот (Владимир Машков), штурман (Андрей Панин), бортинженер (Богдан Бенюк), радист (Александр Голубев).

Поначалу они считали, что через два-три дня их выпустят, - мол, начнется международный скандал, Россия надавит на повстанцев и экипаж отпустят. На самом деле им пришлось провести в плену у талибов чуть больше года - 368 дней. Родная страна освободить их то ли не смогла, то ли не захотела, поэтому в конце концов экипаж каким-то чудом сумел сбежать - на своем же самолете.

Собственно, практически весь фильм - о том, как они живут в плену у талибов. Как они гневно отказались учить за деньги летать талибских курсантов, как они ссорились между собой, как огребали от талибов за различные мелкие и крупные прегрешения. Ну и как командир в конце концов воспрянул духом и задумал побег, и о том, как задумали побег остальные члены экипажа.

История эта, как известно, поставлена по реальным событиям. Действительно в 1995 году российский транспортный самолет, приписанный к Казани, вез из Албании в Кабул военный груз, поставляемый, как говорят, известным "оружейным бароном" Виктором Бутом, о котором американцы в 2005 году даже сняли довольно слабенький фильм с вечно печальным Николасом Кейджем.

Что интересно, это был уже третий рейс этого самолета в Кабул с аналогичным грузом. Разведка талибов имела данные о предыдущих двух рейсах и знала о готовящемся третьем.

Во время этого третьего рейса самолет перехватили талибы и посадили в Кандагаре. Летчик талибанского истребителя, говорящий по-русски (в фильме он фигурирует), знал командира корабля по предыдущим рейсам в Кандагар - их было аж шестнадцать.

Патроны были разрешены к перевозке из Албании в Кабул, однако среди груза при досмотре в Кандагаре обнаружился ящик крупнокалиберных снарядов, запрещенных для перевозки. Его загрузили в последний момент, и до сих пор неизвестно, кто это сделал: возможно, агенты талибов в Тиране, чтобы подставить летчиков. Хотя не очень понятно, зачем это нужно было отмороженным талибам, которые могли захватить самолет даже в том случае, если он вез рождественские игрушки, - им все равно было бы наплевать.

Экипаж в реальности состоял из семи человек: командир Владимир Шарпатов, второй пилот Газинур Хайруллин, штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, радист Юрий Вшивцев и бортинженеры Виктор Рязанов и Сергей Бутузов.

Они действительно провели 368 дней в талибанской тюрьме. Россия вроде как пыталась их освободить то силой, то путем переговоров. Виктор Бут, как говорят, вроде как пытался их выкупить, но избежать плена экипаж смог только собственными силами - они улетели на своем собственном самолете. Командиру судна и второму пилоту было присвоено звание Героя России. Все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

Сценарий фильма писался на основе дневника командира Владимира Шарпатова. В результате в картину вошли многие реальные события: отказ обучать талибанских летчиков; сцена с вывозом всего экипажа с вещами, когда они были уверены, что их везут расстреливать (на самом деле в этот момент правительственные войска начали наступление на Кандагар, и талибы решили перепрятать экипаж); поступление гуманитарной помощи и так далее. Также сцена побега сделана достаточно достоверно - собственно, практически все так и было, если не считать добавления чисто кинематографических моментов.

Однако многие вещи в сценарии, по словам Шарпатова, были значительно смягчены - в основном это касалось взаимоотношений внутри экипажа, каковые за год плена прошли многие неприятные стадии.

Кроме того, первая неудавшаяся попытка побега в фильме была выведена совсем не так, как было на самом деле. Мол, командир не стал взлетать, потому что второй пилот остался на земле. При этом он еще и на тормоза надавил при полном разгоне - в реальности у самолета при этом полопались бы все шины и машина элементарно могла завалиться на крыло. На самом деле они просто не стали совершать попытку из-за множества вооруженной охраны. А в фильме еще добавили тумана с этим русскоговорящим переводчиком, причем то ли так и было задумано, то ли это огрехи монтажа - эпизод получился на редкость невнятным, особенно учитывая полное отсутствие последствий для всех участников попытки побега.

Как это все снято? Лично у меня фильм оставил двойственное впечатление. С одной стороны, не того я ожидал после мощной рекламы фильма и просмотра трейлера. По ним казалось, что меня ждет остросюжетный боевик. Но "Кандагар" оказался вовсе не боевиком, а фактически психологической драмой. Девяносто процентов времени герои сидят в талибанском плену. Командир сначала впадает в панику и глядит на мир глазами побитой собаки, из-за чего с ним остальные члены экипажа перестают общаться, а потом вдруг в какой-то момент окрутевает, сбривает бороду и готовит побег. Сам побег происходит в последние десять минут фильма.

С другой стороны, сама психологическая драма снята, по крайней мере, лучше, чем можно было предполагать, просмотрев большинство выкидышей российского кинематографа. Режиссер полностью исключил дешевый пафос, никто ни разу не произносит фразы "Русские не сдаются", а единственную попытку политинформации второй пилот пресекает предельно резко. Персонажи фильма, в общем-то, ведут себя примерно так, как ведут себя люди, неожиданно попавшие в очень сложные обстоятельства.

Однако при всем при этом у режиссера, на мой взгляд, не удалось создать нужного напряжения. В том же "Полуночном экспрессе", где главный герой почти весь фильм сидит в турецкой тюрьме и там вроде как мало что происходит, напряжение не отпускает в течение всей картины. Здесь периодически становится скучновато. Такое ощущение, что нам показывают фильм, сделанный из длинного сериала, в котором тщательно исследуются различные психологические аспекты подобной ситуации, но их в большинстве своем вырезали, чтобы слепить из этого художественный фильм.

И при таком наборе актеров - я имею в виду Панина, Машкова и Балуева - возникает впечатление, что из них мало что вытянули. Ну, или их использовали далеко не на полную катушку, особенно Панина. В фильме вроде намекнули на афганское прошлое персонажа Панина, и я стал ожидать соответствующих эпизодов, но этот намек сработал вхолостую - персонаж толком так и не раскрылся.

С персонажем Балуева, как я сказал, произошла трудно объяснимая метаморфоза. По фильму сначала было не очень понятно, с чего на него ополчился экипаж, а потом было не очень понятно, с чего полностью "расплывшийся" командир вдруг так окрутел.

Персонаж Машкова был наиболее ровный из всех, но из мощной фактуры этого актера, на мой взгляд, тоже недостаточно выжали, причем чисто сценарно-постановочно.

Бенюк и Голубев - понравились. Рядом с такими мощными актерами, как Панин, Машков и Балуев, они смотрелись вполне достойно. Правда, я не понял, с чего вдруг Бенюк постоянно переходил на мову, но, может, это была такая кинематографическая находка. Бортинженера Бенюк сыграл очень хорошо - он вроде самый слабый и малозначительный член экипажа, а персонаж получился и очень цельный, и очень естественный. Сцена с фотографией внучки была просто очень трогательной.

В общем, фильм, с одной стороны, не то чтобы разочаровал, однако показалось, что с такими актерами и на таком реалистичном материале можно было снять заметно лучше и намного более увлекательно. Впрочем, уже спасибо за отсутствие пафоса и этого кошмарного "патриотизма", который нынче пихают лопатами почти в каждое новое российское кино.

Таким образом, общая оценка, на мой субъективный взгляд, - четверочка с большим минусом. Посмотреть в принципе можно, но впечатления достаточно средненькие.

© 1998–2024 Alex Exler
18.03.2010
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4-
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 3
Сценарий 3
Кратко о фильме:
скучновато
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 28

Весь фильм можно смотреть ради последней сцены побега.

Поднимает настроение, например, как финальная сцена спуска на поверхность Земли героини Сандры Баллок в фильме "Гравитация".
10.05.21 23:02
0 0

Заметил ляп с постером. Панин без бороды и усов.
26.01.11 19:36
0 0

Ракеты подразделяются на УР и НУР (управляемые и не управляемые). Для первой необходим прибор самонаведения для пуска, для второй нет. НУР использовались еще во вторую мировую - никакой особенности не требует, так как выпускаются и летят строго вперед соответственно.

МИГ-21 использовался в некоторых странах как и штурмовик, атакую НУРами наземную технику. Например в Индии в 1970-хх годах. Так что вариант, что была выпущена НУР - вероятен. Не понимаю удивления. (кроме того НУР дешевле УР)

МИГ-21 поставлялся в Афганистан с 60-х годов, на начало 90-х было около 40 бортов. Все Миги были уничтожены во время операции НАТО по принуждению к миру.
22.03.10 17:41
0 0

Да наши как снимали дерьмо так и снимают как бы не тужились. Советую попросту игнорировать самопальную продукцию.
psL
22.03.10 13:22
0 0

Alex Exler: Это да. Их "от балды" даже запустить нельзя.

Совершенно верно. Если ракета с радиолокационной головкой, то её наводят через БРЛС, если с ИК, то наводится на двигатель цели; то есть, должна присутствовать сама цель, в "молоко" не выпустишь. Так можно пустить только НУР, но это оружие чисто штурмовое, да и не было блоков НУР на талибском МиГ-21. Баальшой ляп.


21.03.10 23:52
0 0

Согласен с рецензией на 100%. Местами казалось, что у фильма явно было 2 режиссера, причем один из них-хороший. А в общем, о потраченном на просмотр времени не жалею.
21.03.10 20:03
0 0

Особенно удивляет в нашем кино то, что при наличии военных (или, скажем, исторических) консультантов, на экран проходит столько ляпов.

То в "Гардемаринах" одежда просто не соответствует эпохе, то еще чего...

В "Кандагаре" особенно "хорош" момент с гранатой, которая с выдернутой чекой и отлетевшей уже планкой, почему-то подождала, пока ее достанут из-под пуза Машкова, и бросят в колодец.

И истребитель, который в качестве средства принуждения ИЛа к посадке почему-то не очередь из пушки дает, а выпускает ракеты, которые во-первых, весьма недешевы, во-вторых вроде как самонаводящиеся...
21.03.10 12:51
0 0



Amigoss: В "Кандагаре" особенно "хорош" момент с гранатой, которая с выдернутой чекой и отлетевшей уже планкой, почему-то подождала, пока ее достанут из-под пуза Машкова, и бросят в колодец.





Кроме чеки есть еще ручка. Когда она прижата - граната не взорвется. Машков ее прижимал своим телом, так что все правильно.



Amigoss: И истребитель, который в качестве средства принуждения ИЛа к посадке почему-то не очередь из пушки дает, а выпускает ракеты, которые во-первых, весьма недешевы, во-вторых вроде как самонаводящиеся...





Это да. Их "от балды" даже запустить нельзя.


21.03.10 12:56
0 0

Алекс, а рецензию на "Остров проклятых" стоит ожидать в ближайшее время? Было бы здорово 😄
20.03.10 18:37
0 0

Интересно, а отличается ли чем-то этот фильм от фильма "Побег из Кандагара" 2006 года ? Если нет, то интересно какой смысл было через 4 года переснимать фильм просто с другими актерами ?


19.03.10 20:12
0 0



Nektoese: Интересно, а отличается ли чем-то этот фильм от фильма "Побег из Кандагара" 2006 года ?





Разве это был не документальный фильм?


20.03.10 08:54
0 0

Алекс,

Будет ли у вас рецензия на "Серьезного человека" Коэнов?
19.03.10 05:25
0 0

Axl Haxl: Будет ли у вас рецензия на "Серьезного человека" Коэнов?



Да, в понедельник.
19.03.10 07:18
0 0

Особо хочется отметить мужество афганских смельчаков, которые, рискуя жизнью, на джипах, размер которых ненамного превосходил колесо самолёта, бросились наперерез этому самому самолёту, представляете, что бы с ними было, если б самолёт повернул направо согласно первоначального плана. Ещё вопрос – почему этот первоначальный план не предусматривал выезд с рулёжки непосредственно в начало полосы?
18.03.10 21:45
0 0

Отличная рецензия! редкий случай, когда нейтрально/отрицательная оценка вызывает наконец посмотреть что-нибудь из российского

vov

не видел примеров, после истории с полуостровом Даманским - да что-бы государство выглядело хоть как то.
18.03.10 21:36
0 0

Странное чувство. Фильм неплохой. Ну, было в реальности 7 человек, тут 5, но это мелочи. Странное ощущение от высказываний зрителей, особенно когда его рекламировали на России. Мол, настоящий патриотический шедевр. Когда из всей помощи этому бедному экипажу, Россия смогли лишь раз выслать им группу врачей, которые установили, что ребята могут попытаться бежать, а дальше на высшем уровне вынесли решение, что спасение утопающего - дело рук самого утопающего. Где тут патриотизм?

Ребята, конечно, герои, но родное государство в действительности выглядело не лучшим образом.
vov
18.03.10 20:42
0 0

имхо, сцена с фото внучки передраматизирована ради слезоточивости, а под конец свалилась в ненужнуюу метафоричность - когда за забором похороны пошли.
да, хорошие актеры, умелые съемки, но очень слабый сценарий и невнятная режиссура. все диалоги скомканы, зато эпизоды чисто эмоциональные - футбол, обливание водой, проезд по городу - провисают.
меня назовут сексистом, но возникало ощущение, что режиссер - женщина.
18.03.10 14:45
0 0

Согласен с рецензией - фильм скучноват. Фильм о реальных событиях, поэтому правдоподобность на первом месте, хоть это и вызывает местами зевоту из-за предсказуемости сюжета.

Прошу прощения за оффтоп, намедни посмотрел фильм "Северная стена/Nordwand". Вроде тоже по реальным событиям снят, но как мощно получилось! Можно, конечно, возразить, типа "там про альпинизм - можно много выжать, а что можно выжать из унылого плена экипажа самолета". Ну, не знаю, не знаю. Все-таки снимается не документальный фильм, можно где-нибудь и приврать для красного словца. Кстати, Алекс, с удовольствием почитал бы Ваше мнение в рецензии на "Северная стена", вроде этой рецензии еще не было.
18.03.10 12:34
0 0

Бенюк - великолепный театральный актер. Пожалуй, из лучших. В России почти неизвестен, а мы - очень даже знаем такого.
На его политические взгляды - начхать. Он просто актёр от Бога.
18.03.10 12:21
0 0

nodoubt-dima: Бенюк - великолепный театральный актер. Пожалуй, из лучших. В России почти неизвестен, а мы - очень даже знаем такого.





Да, актер хороший, сразу видно.
18.03.10 12:24
0 0

Богдан Бенюк переходил на мову - видимо, чтобы показать, что он украинец, что экипаж "интернациональный". Сам Богдан Бенюк - украинский актер родом из Львова, более того, является одним из лидеров крайне националистической партии "Свобода". За съемки в этом фильме ему даже досталось и от "своих", и от "чужих" на Украине. Но актер он очень хороший.
18.03.10 10:54
0 0

Чалдон: Богдан Бенюк переходил на мову - видимо, чтобы показать, что он украинец, что экипаж "интернациональный".



Видать, для особой интернациональности оттуда выкинули всех татар, которые были в реальности.
18.03.10 11:00
0 0

Полностью согласен с Алексом, оставил такое же двойственное впечателение этот фильм. Но имеющиеся действительно сильные сцены пересмотривал несколько раз: монолог главного талиба о разложении христианской цивилизации ("мы сильнее вас, поэтому мы победим"), искусные спецэффекты и, разумеется, финальная сцена. Актеры великолепные само собой и не их вина, что не сумел режиссер полностью их раскрыть.
18.03.10 10:28
0 0

очередной балуевский пафос
18.03.10 10:07
0 0

Кстати, порадовала цена на блю рей диск с этим фильмом. Вот бы цена такая на все бд диски была.
18.03.10 10:06
0 0

Мне все же интересно, как они сбежали. В фильме что-то неясное в этом вопросе. Заплатили за них выкуп или еще как....Ну этого наверное мы не узнаем...
18.03.10 09:57
0 0

Российское кино стараюсь смотреть по возможности поменьше,

но на удивление этот фильм понравился. Нужно будет HD для коллекции скачать.

Машков классный актёр, играет очень хорошо - больше всех понравился.

Из эффектов взрыв дома очень впечатлил - перематывал раза четыре, что бы ещё глянуть (смайл)
18.03.10 08:50
0 0