Любопытная история с...

18.09.2018 52699   Комментарии (51)

Если вы странствовали по Испании, не закрывая глаза, то наверняка замечали прикольные силуэты быков, которые обычно установлены вдоль дорог на каких-то возвышениях. Я сам этих бычков встречал много раз.

Они только в Каталонии вроде как не попадаются, что вполне объяснимо: для каталонцев бык - символ ненавистных испанских поработителей, каталонский же символ - трудолюбивый ослик, который своим трудолюбием сильно отличается от тупого испанского быка, которому лишь бы подраться да вина выпить.

А в Испании эти бычки встречаются нередко. Вот, например, я снял по дороге в Мадрид.

Я краем уха вроде слышал, что с этими бычками связана какая-то забавная история, но подробностей не знал. А тут попалась большая статья (исп.), которая все объяснила. Пересказываю своими словами, используя также и другие источники.

Есть такая старейшая испанская семейная винодельня под названием "Осборн" (Osborne). Основана она аж в 1772 году, и это вторая старейшая компания в Испании. (Также она входит в сотню старейших активных компаний мира). Название, кстати, совершенно неиспанское - что это за "Осборн" такой, можете спросить вы?

А и правда, компанию основал не испанец, а молодой энергичный британ Томас Осборн из Девона. В конце XVIII века Осборн приехал в городок Кадис (очень прикольный городок, самая юго-западная точка Испании, я там был, мёд-херес пил), чтобы наладить поставки хереса в Великобританию. Он установил хорошие связи с винодельческими хозяйствами, принадлежащими англичанам, а потом основал свое собственное хозяйство, где стал производить бренди (Brandy de Jerez).

Маленькое отступление по поводу бренди из Хереса. Мифы и легенды древней Испании гласят, что производство винных спиртов в Испании появилось аж в VIII веке. По легенде, арабы привезли в Андалусию перегонные медные аппараты и стали перегонять вино в спирт. Да-да, именно арабы. Несмотря на то что в Коране есть однозначный запрет на употребление алкогольных напитков (вызванный, насколько я помню, чисто бытовыми причинами: какое-то войско перепилось перед важным боем, сподвижники Мухаммеда по пьяни подрались и так далее), всякая знать употребляла алкоголь только так. Это простолюдинам алкоголь запрещался - мол, они и пить-то толком не умеют, бараны, - а высшие классы пили вовсю, особенно в Испании, где арабы стояли восемь веков, пока их наконец-то не вышибла королевишна Исабель со своим войском. Кстати, само слово "алкоголь" - арабское.

Так вот, еще в VIII веке в Андалусии уже делали винные спирты (но не бренди) - до изобретения коньяка во Франции оставалось всего-то с десяток веков, там коньяк начали делать в XVII веке.

Основным зарубежным потребителем испанского винного спирта были Нидерланды: они его использовали для производства всяких ликеров и бальзамов. И в испанском языке винный спирт до сих пор называтся holandas.

Как и в Коньяке, для производства бренди используются белые сорта винограда (в данном случае это "айрен" и "паломино", в Коньяке используется "уни блан"), из которых изготавливается вино, которое затем подвергают двойной перегонке.

Первоначально винный спирт в бочках не выдерживали и не знали, что это такое, но как-то раз помог случай. (В Коньяке была очень похожая история.) Некий подлый голландец отказался грузить на корабль крупную партию винного спирта. Его надо было куда-то девать, поэтому производитель разлил спирт в пустые бочки из-под хереса. Бочки поместили на склад и на некоторое время о них забыли. А потом попробовали, что из этого получилось, и выяснили, что этот галимый самогон, который до этого использовался только как сырье, превратился в самостоятельный крепкий напиток с интересным вкусом и ароматом.

Ну и после этого в Андалусии и стали возникать хозяйства, производящие испанские бренди. (90% бренди производится в Испании и оставшиеся 10% - в каталонском хозяйстве Torres.)

В хозяйстве "Осборн" производили две основные марки бренди - Veterano и Magno. У Veterano была вот такая этикетка.

В 1956 году компания "Осборн" попросила агентство Publicidad Azor разработать логотип, который бы представлял бренди Veterano. Художественным руководителем агентства был дизайнер Маноло Прието (Manolo Prieto). Для одного из предыдущих заказчиков он разработал символ бычка в качестве такого предупреждения для дорожных работ. Но заказчику эскиз не понравился. Не пропадать же добру, подумал Маноло и предложил этого бычка компании "Осборн".

Тот самый эскиз

Производителям бренди этот значок понравился, и они не только поместили его на этикетку, но и задумали с помощью фигуры бычка провести масштабную рекламную кампанию по всей Испании.

Первых бычков делали из дерева, они были четырехметровой высоты, покрашенные в черный цвет, и на них белым были нанесены надписи Veterano, Osborne и изображен бокал для бренди. (Фото отсюда.)

Но деревянные фигурки долго не жили - материал все-таки нестойкий. После этого их стали изготавливать из металла и размер увеличили до семи метров в высоту.

В конце пятидесятых этих фигурок быков с рекламой было установлено порядка пятисот.

В 1962 году в Испании появился закон, регулирующий рекламу на дорогах (до этого рекламные щиты устанавливали как попало). По этому закону щиты должны были устанавливаться не ближе 125 метров от дороги. Семиметровые фигурки на таком расстоянии становились слишком маленькие, поэтому их высоту увеличили еще в два раза.

Весил такой бычок порядка 4 тонн, и для него требовался мощнейший бетонный фундамент, который весил порядка 55 тонн. Фигуру быка собирали из отдельных пластин, которые скрепляли болтами. Только на покраску каждой фигуры требовалось до 75 литров краски.

В 1988 году в Испании был принят новый закон, запрещающий устанавливать любые рекламные щиты за пределами городов. И тогда надписи на бычках пришлось закрасить. Впрочем, свою задачу они выполнили: Osborn - одна из самых раскрученных марок.

Бычки продолжали стоять до 1994 года, но в том году приняли новый регламент автомобильных дорог, в котором предписывалось убрать все рекламные щиты, включая статуи быков. По поводу рекламных щитов как таковых никто не возражал, но в защиту бычков началось мощнейшее общественное движение. И в этом движении участвовали известные люди и политики, различные ассоциации, муниципалитеты городов, средства массовой информации и даже целые провинции (разумеется, Андалусия выступила единым фронтом).

Собирались сотни тысяч подписей, проводились опросы общественного мнения, которые показывали, что не менее 75% испанцев не считают эти статуи рекламой, а относятся к ним как к культурному явлению и символу Испании.

Под давлением общественности сначала испанский конгресс депутатов принял постановление, в котором говорилось, что эти быки являются важным культурным элементом пейзажа, ну и после этого еще и Верховный суд Испании постановил, что эти статуи потеряли свой рекламный смысл и являются украшением местности.

В настоящий момент по всей Испании установлено 90 фигур быков - вот здесь.

Оказывается, под Барселоной тоже где-то есть - надо будет его найти.

Кстати, что интересно, у двух бычков сохранилась надпись Veterano: у фигурки, установленной рядом с головным офисом компании Osborne, и у бычка, стоящего рядом с аэропортом Херес-де-ла-Фронтера.

Сама фигурка бычка Osborne, которая появилась в названии компании и теперь украшает всю продукцию винодельни, стала интересным культурным феноменом, который теперь символизирует Испанию.

Компания Osborne довольно жестко пытается контролировать использование данной конкретной фигурки (понятно, что права на любые другие изображения бычков им не принадлежат), и в 2006-2009 годах прошло несколько судов по поводу прав использования этого силуэта. Тем не менее фигурки бычка Osborne очень часто продаются в качестве сувениров, а испанские спортивные болельщики размахивают флагами с изображением этого бычка.

Бычок в результате превратился в самостоятельный бренд: компания Osborn в 2009 году открыла целую сеть магазинов Toro store, в которых продаются вещи и предметы с этим символом. И для сети используется логотип, в котором бычок как бы заглядывает в окно.

Вот такая любопытная история. Началось это просто как реклама бренди, а превратилось в один из символов Испании.

P. S. Выяснил, где в Каталонии установлен бычок: в районе городка Эль-Брук (El Bruc) - это где-то полчаса езды к северу от Барселоны. Разумеется, несчастный бычок неоднократно подвергался вандализму со стороны сторонников Индепенденсии: ему то яйца оттяпывали, то раскрашивали в цвета независимости. И мне вот прям интересно, а кто потом это все чинит и закрашивает?

***

© 1998–2024 Alex Exler
18.09.2018

Комментарии 51

Вот тут конечно не так.
"Некий подлый голландец отказался грузить на корабль крупную партию винного спирта. Его надо было куда-то девать, поэтому производитель разлил спирт в пустые бочки из-под хереса."

Не соблюдена последовательность. Сначала спирт разлили в бочки, а потом их
не погрузили на корабль и спирт в бочках застоялся на какое-то время.

А то ведь получается, что спирт хотели везти на корабле не в бочках. 😉 А тогда
в чем? Во флекситанках ? 😉
20.09.18 17:31
0 0

.А то ведь получается, что спирт хотели везти на корабле не в бочках. 😉 А тогдав чем? Во флекситанках ? 😉
А если предположить, что у подлого голландца была своя тара (в целях экономии) в которую он и отказался грузить спирт и загрузил, скажем масло?
26.09.18 00:38
0 0

Спасибо, интересный рассказ.
Был почему-то уверен, что статуи быков на дорогах как раз дело рук Torres, и видев их множество раз повсеместно, думал что и в Каталонии они так же встречаются. Оказывается все наоборот ), в Каталонии нет, и не Торрес, а Осборн.

Хересный брэнди - любимый напиток и, в отличие от коньяков (и всего, что имеет наглость называться коньяками, не будучи ими), практически ни разу не встретился плохой: даже самые "простенькие" и дешевые типа Baco за 5 евро в меркадонах - отличная штука, не говоря уж о Gran Duque d'Alba, Lepanto, Jaime I, и прочих дорогих. В Россию понемногу проник Торрес, в "Метро" встречается даже 15 anos, попадается осборновый Veterano, бюджетный "501" и т.п., что конечно радует.
Может кто просветит: вот в Испании ни разу не видел бутылок 0,5 л для того де Торреса 10 anos. В российских алкомаркетах вроде "Красное и Белое" - полно, причем вид вполне заводской, и форма бутылки и этикетка. Но покупать остерегся именно по причине не видания в Испании. Сие - российский розлив или "специально для российского рынка"? Или российские алкоторговцы освоили, как бывает "лицензионное производство"?
20.09.18 09:49
0 0

Торрес - каталаны. Они бы бычка никогда не поставили бы. Только ослика.
07.10.18 23:44
0 0

Очень ароматен и вкусен Cardenal Mendoza Brandy de Jerez, но дороговат, 25 евро за 0,7 в Меркадоне. Дешевле каталанский Torres 10, 9 евро за 0.7, но тоже приятный. Veterano 30%, то есть коньячный напиток.
18.09.18 21:08
0 0

Veterano 30%, то есть коньячный напиток.
Что значит "коньячный напиток"? Бренди и бренди. Бренди может быть 40%, может быть 30%, а может быть и 24%. В отличие от коньяка, который производится в Коньяке и имеет очень жесткие требования по содержанию спирта.
19.09.18 19:03
0 1

Слышал от гида, живущей в Каталонии, что каталонцы очень не любят эти фигуры быков и считается доблестью забраться на быка и отпилить ему бейцы.
18.09.18 19:12
0 0

А у меня что написано?
18.09.18 19:23
0 1

Возможно (я не настаиваю), что ПОД быка?
23.09.18 22:18
0 0

Ветерано - первый крепкий алкоголь, который мне понравился в юношестве 😄 Увы, с колой 1:1. И единственный из пробованных бренди/коньяков (увы, коньяк только самый дешевый один был), который мне нравится.
А вот в чистом виде люблю только абсент 😄
18.09.18 16:57
0 0

Я этих быков и в Италии видел...
18.09.18 16:41
0 0

Ни разу не встречал.
18.09.18 16:53
0 0

Кстати, слово Бренди - тоже голландского происхождения, от brandwijn - сгоревшее вино.
18.09.18 14:45
0 2

Точно 😄
18.09.18 15:00
0 0

Вопрос: Бренди выдерживают в бочках из под хереса (после хереса) или наоборот? Всегда считал, что второй вариант, в статье описывается первый. Или возможно и так и так?
18.09.18 14:44
0 0

Бренди выдерживают в бочках из-под хереса. Но вполне возможно, что какой-то херес выдерживают в бочках из-под бренди, почему нет? ?
18.09.18 15:01
0 0

Интересная история, спасибо.
Кстати насчет арабов на Пиринейском полуострове. Есть такая версия, что если здесь и были настоящие арабы -- то их было единицы. Большинство-же т.н. "мавров" -- это местные, принявшие ислам. Это объясняет удручающе малое кол-во настоящих "арабских" артефактов и обычаев, и то, что местные легко разговаривали с захватчиками на одном языке. Например основатель Бадахоса -- Ибн Марван (IXй век) -- бывший португальский христианин. В подтверждение этой версии указывают на раскопанные кладбища тех времен, где рядом лежат отец и сын, у одного на могиле крест, у другого -- арабское надгробие. Если это так -- то вся история с "Реконкистой" начинает играть совсем другими красками. А именно -- имела место банальная гражданская война, где соплеменников истребляли по принципу вероисповедания. Причем раньше испанцев в этом преуспел португальский король Афонсу Энрикеш, которому в голову пришла блестящая идея завернуть проплывавших мимо крестоносцев и с их помощью завоевать Лиссабон, пообещав тем земли и титулы. Что также приводит к нескольким интересным выводам..
18.09.18 14:42
0 1

Очень странная версия. Непонятно чем подтвержденная. Реконкиста - понятное дело, была прежде всего религиозной войной: королевишне надо было вышибить мусульман и насадить везде христианскую веру. Она ради этого даже подштаники пару десятков лет не стирала - святая была женщина.
18.09.18 15:03
0 0

В Португалии один профессор археологии эту тему пытается развивать много лет. Статьи в прессе регулярно пишет. Когда-то переводил для тренировки португальского. Излагает на вполне научном уровне. Понятное дело местным гораздо больше нравится вариант о гордых и отважных португальцах, самостоятельно изгнавших свирепых захватчиков. Причем даже на бытовом уровне сильно гордятся что управились на 200 лет раньше испанцев. Так что у профессора шансов нет.
18.09.18 15:26
0 1

Понял, спасибо ?
18.09.18 16:10
0 0

Надо же! А я всегда считала, что єто символ Испании. Как-то даже и не задумывалась, что могут быть другие версии.
18.09.18 13:48
0 1

Ага, Реклама - двигатель историй, которые потом становятся национальной особенностью. Образ Санты (реклама колы), мультик про Попая (реклама шпината), традиция на Хелуин (производители сладостей уж не помню какие конкретно). Ну и думаю таких историй гораздо больше.
18.09.18 13:09
0 1

Больше, да. Еще реклама Интел из которой появился целый театр голубых людей в Лас-Вегасе.

Upd: Уточнение. Изначально это было шоу, которое появилось в рекламе Интела и очень серьезно из-за этого раскрутилось.
18.09.18 13:33
0 0

Интересно, посмотрю что такое, даже не слышал.
18.09.18 16:22
0 0

18.09.18 17:19
0 1

...а в 2020 году приняли еще следующий закон, запрещающий рекламу в форме быков. Тогда всех быков напильником довели до осликов.
18.09.18 12:27
0 0

ослик как символ трудолюбия категорически не вяжется с вашими рассказами про местных работников. тут либо от осла другие черты переняли, либо каталаны уже не те.
18.09.18 12:09
0 2

Ну, просто есть одна история, какими трудолюбивыми себя считают каталаны (к слову, замечу, что такие тут тоже вполне встречаются, а долбоклюи везде есть) и какими бездельниками они считают испанцев. Как и любые крупные обобщения это неверно и в первом, и во втором случае.
18.09.18 12:19
0 0

ну дак, важно, что они-то о себе думают, что они трудолюбивые.
18.09.18 12:29
0 0

ослик как символ трудолюбия категорически не вяжется с вашими рассказами про местных работников. тут либо от осла другие черты переняли, либо каталаны уже не те.
Как в том анекдоте: "а кто вам мешает тоже рассказывать?" 😄
По моему опыту каталонский менталитет от испанского не отличается, за исключением гонора "Каталония не Испания", который временами портит впечатление.
18.09.18 13:16
0 2

Да, все верно.
18.09.18 13:32
0 0

каталонский менталитет от испанского не отличается, за исключением гонора "Каталония не Испания"
припечатал, никакой надежды не оставил 😄 :lol:
18.09.18 13:49
0 1

Спасибо за подробности, но в общих чертах история очень-очень известная. Наверное ты ее не знал, потому что хересный бренди не пьешь 😄
Кстати хересный бренди интересен еще методом выдержки, который называется "солера" (херес выдерживают аналогично). Спирты не просто держат в бочках какое-то время, а потом купажируют для получения готового продукта, как это делают во всем остальном мире. Нет, для выдержки используется специальная пирамида, собственно "криадера и солера". Из нижнего ряда забирают готовый продукт, опустошая бочку на четверть или треть. Потом доливают в нижний ряд из второго, во второй из третьего и т.д., в верхний ряд доливают свежий спирт. И так делают регулярно. В результате спирты смешиваются, продукт получается каждый раз стабильного качества и в любой бутылке есть хоть немного бренди, возраста этой криадеры и солеры.
18.09.18 11:52
0 1

Да, об этом я читал, но в статью такие подробности не стал добавлять 😄

В Коньяке тоже, разумеется, занимаются ассамбляжем различных спиртов, но это делается уже на этапе создания конкретной марки.
18.09.18 12:06
0 0

Наверное ты ее не знал, потому что хересный бренди не пьешь 😄
А это правда, да. Я крепкий алкоголь лет десять как не пью вообще.
18.09.18 12:06
0 0

купажируют
йа не говорит по рюсски -- что есть купажируют?
18.09.18 12:30
0 0

йа не говорит по рюсски -- что есть купажируют?
dic.academic.ru
Обратите внимание на датировку словарей, ревнитель чистоты языка 😄
За 100 лет значение несколько сменилось, смотрите словари нашего века.
18.09.18 13:20
0 0

coupage 😄
ясно.
18.09.18 13:51
0 0

Для здоровья правильно, для удовольствия - не очень. Испанский бренди, да и джин очень неплохи. По соотношению цена/качество так просто лучшие. А уж портвейн и херес...
18.09.18 14:02
0 2

Для здоровья правильно, для удовольствия - не очень. Испанский бренди, да и джин очень неплохи. По соотношению цена/качество так просто лучшие. А уж портвейн и херес...
Испанский портвейн? 😉
18.09.18 15:49
0 0

А российский?
luxgradus.ru
Да, называется иначе, но на вкус отличить будет нелегко.
Но, собственно, я говорил о крепких (крепленых) напитках вообще. Мускаты и кагоры пить не могу, слишком приторные, и желудок болит.
18.09.18 21:19
0 0

Интересно, видел таких быков и во Франции (может не таких больших) - там тоже эта марка или что-то другое...
18.09.18 10:55
0 0

Во Франции ни разу ничего подобного не видел.
18.09.18 12:05
0 0

Смайлики ?⛔?‍?
18.09.18 10:30
0 0

В этой истории есть один существенный недостаток - она должна была быть рассказана 1 месяц назад. Тогда бы я смог их своим детям во время поездки поведать. А то - "ой, бык! а зачем?" А я и не знал что ответить.
Теперь придётся планировать ещё поездку.
18.09.18 10:21
0 1

Да, придется еще раз, факт!
18.09.18 10:29
0 1

?+?
18.09.18 09:30
0 1

Ура-а-а-а-а, заработало!
18.09.18 10:03
0 0

?‍??‍??‍??‍? Бублик представлен широко, а где сет "довольных рож на прогулке"?
18.09.18 18:01
0 0

Сделаем!
18.09.18 19:06
0 0

Вижу два прямоугольника, между ними плюс. Силюсь понять, что же именно заработало.
18.09.18 22:20
0 0