Не "Скайпом" единым, или Что такое SIP

14.10.2010 21021   Комментарии (36)

Не "Скайпом" единым, или Что такое SIP

Как-то так повелось, что когда заходит разговор об IP-телефонии, то под ней, как правило, понимают "Скайп", "Скайп" и ничего, кроме "Скайпа". Пользователи привыкли к "Скайпу" и считают, что в природе не существует ничего более дешевого и удобного. Между тем это совершенно не так - что в плане самой технологии, что по цене.

Сначала давайте поговорим о том, что там не так со "Скайпом", а потом посмотрим, какие есть альтернативы и чем они хороши.

Итак, что такое "Скайп"? Это программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее бесплатную шифрованную голосовую связь через Сеть между компьютерами, а также платную голосовую связь между компьютерами и абонентами обычной телефонной сети.

Самая главная особенность "Скайпа", отличающая эту технологию от практически всех остальных технологий передачи голоса через Интернет, - это децентрализованная архитектура P2P, то есть "от пользователя к пользователю".

Что это означает? Есть некий центральный сервер "Скайп", который используется для хранения и архивирования учетных записей пользователей и для установления связи. Как только связь установлена, центральный сервер "Скайпа" уже не принимает участия в пересылке трафика пользователей: этот трафик пересылается между пользователями напрямую или, если они находятся за файрволами или NAT, через какой-то "суперузел Скайп". Суть в том, что "суперузлами Скайпа", благодаря которым этим сервисом могут пользоваться пользователи за файрволами, являются все те же самые обычные пользователи, которые отличаются от других пользователей только тем, что имеют постоянный IP-адрес и у них открыт TCP-порт для "Скайпа".


Схема функционирования Skype

Что интересно, подавляющее большинство этих пользователей и не подозревают о том, что их компьютеры являются суперузлами для передачи совершенно чужих разговоров. Они это могут обнаружить только по сильно возросшему сетевому трафику. А это, кроме банального забивания интернет-канала и уменьшения скорости работы Сети для пользователя, чревато еще и денежными потерями, если у пользователя вдруг не тариф с нелимитированным трафиком.

Есть и еще один момент, который сильно смущает специалистов по безопасности. Дело в том, что "Скайп" - это полностью закрытый протокол и закрытая программа. Что она делает, какие данные в действительности собирает и куда передает - понять невозможно, потому что программа написана таким образом, что она очень успешно противостоит попыткам это выяснить. 

Ну и кроме того, уровень сервисов, предоставляемых "Скайпом" российским пользователям, далеко не всеобъемлющий. Например, вы не можете завести себе  российский скайп-номер  (это доступно для 26 стран, и Россия туда не входит), качество голосовой связи через "Скайп" иногда бывает очень низким (это связано не только с российскими кривыми интернет-каналами, но и с особенностями использования "Скайпом" суперузлов), ну и в части качества видеосвязи "Скайп" заметно проигрывает многим конкурентам. 

Также многих пользователей не устраивает более чем примитивный чат "Скайпа", где не поддерживается офлайновая отправка сообщений, вообще нет режимов видимости-невидимости, крайне кривая передача файлов - и так далее и тому подобное. 

При этом многих пользователей все же устраивает "Скайп", и они считают, что больше нечего и желать, однако другие пользователи задумываются над какими-то альтернативами, которые, возможно, более качественные, более удобные и более дешевые. 

Так какие альтернативы? Подавляющее большинство прямых конкурентов "Скайпа", коих десятки, если не сотни, построены на совершенно открытом стандарте и протоколе SIP (от англ. Session Initiation Protocol - протокол установления сеанса). SIP - это протокол, который применяется для установления сеанса связи и контроля за ним. При этом, вообще говоря, без разницы, что именно будет передаваться во время сеанса связи - голос (аудио), видео, текст и так далее. Он не привязан ни к какому конкретному типу коммуникационного оборудования, обладает отличной расширяемостью и масштабируемостью.


Схема работы SIP-протокола

Собственно, это все, что нужно знать о данном протоколе обычным пользователям, потому что остальные возможности и тарифы зависят уже от конкретного сервиса.

Часть сайтов-сервисов IP-телефонии, использующих SIP-протокол, особо не напрягаются. Вы можете зарегистрировать там аккаунт, положить деньги на счет, а далее - развлекайтесь, как хотите, с помощью технических средств, работающих с любыми сервисами на SIP-протоколе.

Что это может быть? Прежде всего - обычные софтверные программы-звонилки, с помощью которых вы можете совершать бесплатные голосовые звонки как другим SIP-абонентам (из разных сервисов), так и звонить на обычные телефонные номера (эта услуга, разумеется, платная). Эти универсальные звонилки, как правило, очень простенькие, а соответственно, обладают минимумом возможностей - вы получаете, грубо говоря, просто номеронабиратель. 

Второй вариант использования - трубки и телефоны, поддерживающие SIP-протокол. Трубки подключаются к компьютеру по USB, а телефонам компьютер не нужен, они подключаются к роутеру. Таких трубок и телефонов существует десятки моделей.  


Одна из популярных моделей телефонов

Третий вариант использования - адаптеры IP-телефонии (я об одном таком подробно писал), которые позволяют звонить через SIP с обычных домашних телефонов.

Ну и четвертый вариант, сугубо офисный, - это мини-АТС, поддерживающие SIP-телефонию.

Подобных сервисов, как я уже сказал, существует немало, и друг от друга они отличаются очень незначительно, в том числе и тарифами на звонки в различных направлениях. Один из самых ярких примеров таких сервисов - Sipnet.ru


Главная страница Sipnet.ru

Но есть сервисы, использующие SIP-протокол, которые предоставляют значительно более широкую функциональность. Один из наиболее ярких примеров таких сервисов - Voip.qip.ru. Он разработан для прекрасно всем известного  мессенджера QIP Infium, причем об этих его возможностях мало кто знает. Точнее, знают, что можно совершать голосовые и видеозвонки на компьютер абонентам, использующим QIP Infium, но не знают, что с помощью SIP-протокола из QIP можно звонить на самые обычные телефонные номера. Для этого нужно для своего QIP-аккаунта вида account@qip.ru на сайте voip.qip.ru получить номер лицевого счета (SIP ID), положить туда деньги любым удобным способом (QIWI, SMS, электронные деньги, пластиковые карты), после чего прямо из QIP Infium можно будет, аналогично SKYPE, звонить на любые номера в любые точки земного шара. 


Главная страница "Звонки.QIP.ru"

При этом есть явные преимущества по сравнению с использованием "Скайпа":

  • не нужно держать две программы для чата, голосовых и видеозвонков;

  • чат в QIP Infium на порядок удобнее и мощнее чата Skype;

  • тарификация производится по-другому, и звонки становятся более выгодными (мы об этом позже подробно поговорим);

  • нет никаких суперузлов и чужого трафика;

  • видеозвонки производятся с более высоким качеством. 

Так что, как видите, не "Скайпом" единым живы интернетовские пользователи, есть тут и различные альтернативы в виде сервисов, использующих SIP-протокол.

В следующих статьях мы подробно поговорим о тех возможностях, которые вы можете получить, используя эти сервисы. 

© 1998–2024 Alex Exler
14.10.2010

Комментарии 36

Я только хотел бы добавить, что сравнивать Skype и SIP, как вобщем и обобщать SIP сети, - не совсем корректно. SIP - это прикладной протокол, что и следуюет из его названия. Грубо говоря, это аналог HTTP. Он не определеяет качество сервиса. И даже топологию сети он определяет косвенно. Никто не мешает строить p2p сети на базе SIP, что в принципе разумно в случае с телефонными звонками, например. Обычно аудио и видео трафик идет через RTP. Так называемый транспортный протокол. Естественно, качество телефонных звонков определяется и кодеками и шлюзами.


01.11.10 22:55
0 0

Попробовал QIP Infium 9040 как звонилку - реально хорошее качество связи при звонках от компа к компу, включая видео. Сначала показалось, что есть тормоза, но оказалось, что их порождает запущенный параллельно Skype.

Насчёт стоимости звонков на обычный телефон не уверен, что по QIP будет дешевле, чем по Skype. У Skype есть пакетные тарифы, включающие определённое предельное количество минут в месяц - там реально дёшево.
01.11.10 17:10
0 0

Лично мне просто кажется, что все это разбирательство с кучей протоколов, провайдеров и программ, которые еще и нестабильно работают, просто не стоит того времени и усилий, которые тратятся. Я тоже, узнав о существоании альтернатив скайпу, с энтузиазмом это все тестировал. В результате пришел к выводу, что Скайп - это золотая середина. Недаром слово становится нарицательным для звонков через комп. Да, есть пртетензии и проблемы, но есть некая железобетонная основа, которая работает везде и всегда, и полагаться на Скайп гораздо спокойнее, чем на что бы то ни было еще. В общем, стандарт - он и в Африке стандарт 😉
31.10.10 22:09
0 0

Скайп использует вполне себе открытые алгоритмы шифрования (RSA, DES ...)
31.10.10 09:15
0 0

Кстати, московские прямые номера для skype: http://skypeinrus.ru/

И не только московские.

Я сам проверял, все работает.

еще там есть :

Москва (495)

Москва (499)

Санкт-Петербург (812)

Нижний Новгород (831)




21.10.10 23:24
0 0

При этом есть явные преимущества по сравнению с использованием "Скайпа":


Есть один недостаток, который убивает все преимущества:
SIP в отличие от Skype не шифрует данные ВООБЩЕ!
Изыскав возможность перехватить трафик Вас услышат...
20.10.10 01:42
0 0

abbot: Есть один недостаток, который убивает все преимущества: SIP в отличие от Skype не шифрует данные ВООБЩЕ! Изыскав возможность перехватить трафик Вас услышат...



Вы отчасти правы. Однако доверия к шифрованию, алгоритм которого закрыт (как у Skype), нет и быть не может. Неспециалисту это может показаться странным, но это так и есть, и более того - требования ко всем профессиональным криптоалгоритмам подразумевают, что алгоритм должен оставаться криптостойким, даже если сам алгоритм известен злоумшленнику. Действительно авторитетные алгоритмы шифрования - это как раз те, которые опубликованы (включая, кстати, наш ГОСТ). Попытка же Skype изобразить что-то "безопасное", шифруясь прежде всего не от злоумышленника, а от пользователя, вызывает прежде всего подозрения.



Что же касается SIP - да, проблемы есть. Те, кому нужно обеспечивать шифрование в SIP, прикручивают внешние средства. Однако наличие конкуренции даёт надежду, что у SIP-операторов оно станет стандартом.
23.10.10 02:10
0 0

А разве Skype не SIP тоже использует?
18.10.10 19:24
0 0

Сипнет.ру и воип.квип.ру - это одно и тоже 😄 вывеска только разная. по сути квиповцы ничего не создали своего, а просто заключили договор с сипнетом.

Со скайпом у меня никогда никаких проблем не было. А вот с сипом вечно что-то да не так. С железной поддержкой в Нокия Е51-Е52...сип работает еще сносно, хотя и тут переггрузы сети и плохое качество связи не редкость. Со Скайпом всегда все ок, если интернет-канал не совсем убог.
16.10.10 12:19
0 0

Кстати, вышла 5 версия Скайп.
15.10.10 15:12
0 0

Как известно, Skype использует p2p сеть для обмена данными. Если у Вас достаточно мощный компьютер, то Skype может решить сделать Вас Супернодом и, как следствие, скайп-трафик других участников сети будет идти через Вас.

Начиная с версии 3.0 программы, появилась возможность отключить такую «фичу», что бы чужой трафик скайпа не шёл через Вас.

Для этого необходимо залезть в реестр и создать там ветку:



[HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Policies\Skype]

[HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Policies\Skype\Phone]

"DisableSupernode"=dword:00000001

А чтобы передача файлов шла с полной скоростью, достаточно нажать на секунду паузу во время разговора.
15.10.10 02:05
0 0

sergan: google -> free virtual hosted pbx systems

и все получиться


14.10.10 18:17
0 0

abbot: google -> free virtual hosted pbx systems и все получиться
Можно немного поподробнее? Смотрел Google Talk, таких наворотов не нашел. Я не в ту сторону смотрел?
14.10.10 20:23
0 0

зачем использовать кого-то одного, если можно пользоваться преимуществами сразу нескольких разных провайдеров? Регистрируемся на виртуальной атс, коих не одна, и есть бесплатные и получаем замечательную возможность выбирать.


14.10.10 16:25
0 0

Не знаю, я лично пользовался Sipnet около двух лет, пока не узнал про совершенно халявный (в плане денег) ресурс PCTel. Ума не приложу, почему в инете о них мало упоминаний, но факт остается фактом - 1 (один) рупь на ВСЕ российские номера (сотовые в т.ч.). Более выгодного предложения для РОССИЙСКОГО направления я не встречал. Для звонков по Израилю и в Штаты использую Voipbuster.com (там есть 120 Free-минут в неделю).
14.10.10 15:45
0 0

для офиса -отличная вещь Asterisk или Communigate Pro

2-й намного проще настраивается, но платный и позволяет замечательно соединить офисы по SIP между собой. При наличии, ессно, каких-то шлюзов SIP-аналог.
14.10.10 15:32
0 0

Немаловажная функция скайп это конференции во всех проявлениях - текстовый чат, голос, видео, все вместе одновременно,

точно так же можно кинуть файл в конференцию и его получат все участники.

Режимы видимости-невидимости вообще непонятно зачем нужны, никогда не пользовался когда пользовался аськой.
14.10.10 12:58
0 0

humppa:

Немаловажная функция скайп это конференции во всех проявлениях - текстовый чат, голос, видео, все вместе одновременно,



У меня создалось впечатление, что у скайпа начинаются проблемы при большом количестве людей в конференции. Мы по работе пользовались скайпом для проведения митингов. Если в конференции было больше 5-6 человек, качество катастрофически ухудшалось - хрипы, булькание, пропадание голоса и т.д. Может быть дело было в качестве канала у кого-то из участников, но когда перешли на другую программу(TeamSpeaker по-моему) проблемы исчезли. 10 человек участвовали в конфе без проблем.
14.10.10 14:33
0 0

Alex Exler: Пользователи привыкли к "Скайпу" и считают, что в природе не существует ничего более дешевого и удобного. Между тем это совершенно не так - что в плане самой технологии, что по цене.



По прочтении статьи, комментария от dyrka_syra и поверхностного изучения данного вопроса я так и понял. Для обычного пользователя установка клиента скайп предоставляет возможности голосового общения с видео и чатом с минимальными трудозатратами и удовлетворительным качеством. Да и для организаций скайп пока рулит. Привлечение в эту схему провайдера чревато описанными рисками. Попробую изучить это вопрос подробнее.

не нужно держать две программы для чата, голосовых и видеозвонков;

И со скайпом не нужно. Я понимаю, что речь идёт о том, что у скайпа чат убогий. Но 95% пользователей этого не замечают. А вот всякими "аськами" люди пользуются всё меньше и меньше.

Хотелось бы улучшить качество бесплатных видео звонков и дешёвой телефонной связи. Попробую - посмотрю что получится.
14.10.10 12:08
0 0

>>Что интересно, подавляющее большинство этих пользователей и не подозревают о том, что их компьютеры являются суперузлами для передачи совершенно чужих разговоров.

это да, пользовательское соглашение никто никогда не читает 😄

>>более чем примитивный чат "Скайпа", где не поддерживается офлайновая отправка сообщений,

офлайновые сообщения обещали сделать в пятой версии: habrahabr.ru



>>крайне кривая передача файлов - и так далее и тому подобное.

а чем она кривая-ро? нигде не встречал более удобной передачи файлов - в аське какие-то порты приходилось открывать, и всё равно работало через раз, по почте ограничен размер, файлопомойки слишком сложны, а в скайпе достаточно просто перетянуть файл мышкой в окно чата



Чего мне в скайпе не хватает в сравнении с популярными SIP-службами, так это звонков phone-to-phone.






14.10.10 11:53
0 0

diamant: >>крайне кривая передача файлов - и так далее и тому подобное. а чем она кривая-ро? нигде не встречал более удобной передачи файлов - в аське какие-то порты приходилось открывать, и всё равно работало через раз, по почте ограничен размер, файлопомойки слишком сложны, а в скайпе достаточно просто перетянуть файл мышкой в окно чата



+1. Я пользуюсь МСН еще кроме скайп, вот там точно криво.
14.10.10 13:34
0 0

diamant: >>крайне кривая передача файлов - и так далее и тому подобное.

а чем она кривая-ро? нигде не встречал более удобной передачи файлов - в аське какие-то порты приходилось открывать, и всё равно работало через раз, по почте ограничен размер, файлопомойки слишком сложны, а в скайпе достаточно просто перетянуть файл мышкой в окно чата


Кривая не в смысле неудобства, а в смысле скорости. Раньше все файлы через скайп вообще шли по 5 кБайт/с. Позже они ослабили это ограничение, но всё равно сейчас передача файлов по аське происходит заметно быстрее.
15.10.10 00:26
0 0

Установил себе недавно мобильную версию, пока обкатываю. Из удобств - выбор в меню типа звонка "Телефон-Skype-Sipnet", а также опция "Цена звонка" (вводится номер абонента и тут же выскакивает цена за минуту, которую можно сравнить с ценой сотового оператора и определиться, что на данный момент выгоднее). В моем случае исходящий звонок, скажем, на городской подмосковный номер порой обходится дешевле, чем если звонить напрямую. 😄 Пока изучаю, но, в общем, считаю SIP очень интересным и полезным решением. А уж при наличии бесплатного Wi-Fi доступа, при условии поддержки Wi-Fi телефоном, по-моему, это просто forever.

Немного офф, для тех, кто готовится использовать SIP на мобильном: http://www.sipnet.ru/mobile/ (сравнительные расценки сотовых операторов и SIPNET + возможность узнать стоимость конкретного звонка).

UPD: бесплатный вызов в Skype из SIPNET и обратно: http://www.sipnet.ru/call/skype.html
14.10.10 11:49
0 0

C sipnet.ru я работал в то время (примерно пару лет назад), когда скайп со своими внутренними заморочками не давал возможности российским пользователям нормально заплатить ему денег, чтобы звонить на телефоны.

И вот знаете - не могу сказать об этом сервисе ни одного ласкового слова. Качество связи компьютер-телефон (комп-комп не использовал) было - отвратительное, пробовал четыре или пять, имевшихся тогда, клиентов - все глючные, включая "официальный" клиент от именно сипнета (sippoint). Но "официальный" еще как-то работал, пара других вообще не завелись. Плюс к этому - нормальные кодеки были только в платных клиентах и то, по моим ощущениям, по соотношению "качество-трафик" они скайпу уступали, кваканье, бульканье, заикание, эхо, пропадание собеседника, обрыв связи после минуты или двух были обычным делом. Плюс совершенно непотребное качество поддержки самого сипнета. Что касается сипнетовской идеи "биржи трафика", т.е., насколько я понимаю, почти любой мог (может и сейчас может) настроить у себя шлюз из сипнета в обычную телефонную сеть и выставить для него цену, а протокол при поиске маршрута для звонка эту заявку учитывал, согласно настройкам клиента (предпочитаемые кодеки, мин-макс цена за минуту, среднее время соединения, количество звонков через узел и еще какие-то синетические показатели качества). Так вот - демонстрируемые низкие цены для звонков в города России (другие не пробовал), как правило, оказывались фикцией, поскольку эти шлюзы работали отвратительно, а те шлюзы, которые обеспечивали, хотя бы, приемлимое качество - заявляли цену примерно как в скайпе или даже дороже.

В общем - как только скайп дал возможность оплачивать аккаунт из России, то я перешел полностью на него. Сейчас скайп стал работать как-то поглючнее, но все равно - чтобы я перешел на сипнет, он должен начать работать вообще плохо. И сиппровайдера я бы рассматривал, только в том случае, если бы этот провайдер имел бы свои шлюзы в нужных мне городах или хотя бы не на принципах "биржи", а по постоянным партнерским договорам, потому что с "биржей" никакого контроля за качеством узлов и ценой соединения. Алекс, если возможно, то при подробном обзоре операторов уточняй этот момент, как у них организуется выход на телефонную сеть - своя инфраструктура, привлечение постоянных партнеров или "самодеятельность" (в ходе которой провайдер просто дает механизм поиска шлюза и за это снимает процент с него, а за качество связи он уже, типа, как бы и не отвечает - все зависит от владельца шлюза).
14.10.10 11:00
0 0

dyrka_syra :Спасибо большое, я этих подробностей не знал. Поизучаю этот вопрос.

Я сам Sipnet.ru пользовался немного, но вроде все работало нормально. Сейчас плотно поизучаю QIP Infium - у них совершенно другие каналы.
14.10.10 11:23
0 0

dyrka_syra: пробовал четыре или пять, имевшихся тогда, клиентов - все глючные, включая "официальный" клиент от именно сипнета (sippoint)
Мне тоже не очень понравился глючный клиент. Я действовал по-другому. У меня был Nokia E61, у которого встроенный sip-клиент. То есть встроенная возможность совершать звонки через Интернет. При наличии wi-fi с настройками sipnet звонить было комфортно.

Сейчас меня интересует вот такой вопрос. Нужен сервис, который позволяет принимать переадресованные с моего мобильного вызовы и далее переадресовывать их на другой номер. Допустим, я еду за рубеж. Делаю переадресацию звонков с мобильного на некий номер (местный российский или типа 8-800...). Плачу по тарифам переадресации. Далее звонок через sip-провайдера поступает на мою simку местного зарубежного оператора с бесплатными или дешевыми входящими. Я плачу за переадресованные вызовы и sip-провайдеру, но не плачу за дорогущий международный роуминг.

Как абонент Мегафона, я смотрел на Мультифон. Там вроде как есть возможность звонки на мой мобильный принимать в Мультифон. С Мультифона дешевые звонки по всему миру. Но там нет переадресации входящих вызовов.
14.10.10 17:36
0 0

dyrka_syra : думается, проблемы с качеством связи по SIP у вас были связаны с провайдером инета. Многие провайдеры боролись с голосовым трафиком. А со Скайпом бороться не получалось.

По крайней мере, сейчас я на SIP ни дома ни на работе проблем с качеством голоса не наблюдаю.
15.10.10 09:47
0 0

dyrka_syra :Тут только надо уточнять, что весь Ваш длинный пост представляет собой критику (хотя и весьма интересную) одного-единственного SIP-оператора. На котором клин совершенно не сошёлся (и даже в статье называются другие варианты). А то ниже уже можно видеть, что некоторые, прочтя Ваш комментарий, начали делать скоропалительные выводы о SIP-е в целом.

-- С уважением,
15.10.10 22:17
0 0

кстати, недавно обнаружил сервис talkpad.ru. работает через браузер (нужно установить небольшой плагин). даются тестовые 10 рублей (звонки в США кстати по 47 копеек). качество - замечательное (при моем скромном канале в 128 кб/с). можно аккаунт использовать на любом sip-устройстве или софтфоне. намного лучше скайпа по мне.
14.10.10 09:49
0 0