Домашний сервер на Windows Home Server - EPI-1

28.07.2009 23291   Комментарии (34)

Домашний сервер на Windows Home Server - EPI-1

Каждый раз, когда заходит разговор о домашних сетевых накопителях (NAS), обязательно найдется продвинутый пользователь, который станет утверждать, что NAS не имеет никакого смысла, ибо за те же деньги можно собрать для подобных целей компьютер, который будет на порядок более гибкий и функциональный.>

Что характерно, спорить с этим не приходится, потому что пользователь говорит чистую правду: и действительно, NAS'ы недешевы, а по функциональности очень сильно уступают любому, даже достаточно хилому компьютеру.

Впрочем, у NAS'ов всегда будут свои потребители - пользователи, которым от этого устройства, в общем-то, ничего не нужно, кроме свойств сетевого накопителя. Стоит себе такая коробочка под столом, не жужжит, есть (кроме электричества) не просит, работает тихо, зато расшаривает по домашней сети все те терабайты, которые пользователю было угодно туда поставить.

В этом случае - да, конечно, NAS'а будет вполне достаточно. Однако если вам нужно от него чего-нибудь еще - гибкие настройки доступа пользователей и групп пользователей, статистика, удобный торрент-клиент, продвинутый бекап и так далее, - от NAS этого толком получить не удастся просто из-за ограничений программного обеспечения. (Какие-то возможности в NAS, вообще, встречаются, например торрент-клиенты, но это все сделано очень примитивно, и работать с ними крайне неудобно.)

Еще один очень важный недостаток NAS - низкая скорость передачи данных по сети. Процессор накопителя просто не справляется с быстрой перекачкой файлов. На стамегабитной сети NAS'ы показывают 2-4 мегабайта в секунду (притом что нормальная скорость передачи файлов для такой сети - порядка 8-12 мегабайт в секунду), а на гигабитной сети максимум, что можно вытянуть из NAS, - это где-то 12-15 мегабайт в секунду, хотя обычные компьютеры выдают 40-70 мегабайт в секунду. (Оговорюсь, что существуют офисные варианты NAS, поддерживающие вполне нормальную скорость, но эти устройства стоят больше нормальных серверов, так что в чем их смысл, не очень понятно.)

Ну и также существуют определенные проблемы, связанные с восстановлением информации в случае умирания NAS. Дело в том, что там используется достаточно специфическая файловая система (ReiserFS, EXT3), которую на компьютере под Windows без танцев с бубном не прочитаешь. У меня был случай, когда один NAS умер в процессе перепрошивки и два терабайта данных фактически умерли вместе с ним - я не смог прочитать под Windows XP диски, разбитые под JBOD с файловой системой ReiserFS, хотя использовал утилиты, рекомендованные разработчиками этого NAS.

Так что вполне можно понять тех пользователей, которые предпочитают взять какой-нибудь старый компьютер и из него сделать сетевой накопитель - он же домашний сервер.


Старый компьютер

Но тут есть другие проблемы. Спецам и продвинутым пользователям, конечно, вся эта возня с железками и софтом только в удовольствие. А что делать тем пользователям, которых NAS не устраивает, но у них дома не завалялось старых компьютеров, да и настраивать с нуля домашний сервер им как-то не хочется - не хватит квалификации?

В этом случае можно пойти практически NAS'овским путем, но только более дорогим - приобрести готовое решение. Разумеется, это не будет обычный пользовательский компьютер - в такой покупке нет никакого смысла. Это должен быть именно домашний сервер: соответствующий корпус, охлаждение, питание, отсеки для жестких дисков, интерфейсы и операционная система. Корпус должен быть не очень громоздким - все-таки сервер ставят где-нибудь под столом, - охлаждение должно быть эффективным, но максимально тихим, блок питания должен поддерживать максимальное количество подключенных накопителей, а весь комплект должен быть рассчитан на беспроблемную работу устройства 24x7 - то есть круглосуточно семь дней в неделю.

Что интересно, такие устройства существуют. Причем речь идет не об обычных корпоративных серверах, хотя у них задачи очень похожи, а о специальных домашних модификациях. Например, в компании Acer анонсировали роскошный домашний сервер Acer Aspire easyStore.


Acer Aspire easyStore

Отсеки под четыре жестких диска общим объемом до 7 терабайт, операционная система Windows Home Server, процессор Intel Atom 1,6 ГГц, 2 гигабайта памяти, пять USB-портов, один eSATA-порт - в общем, сказка и песня. И все это поставляется в Штатах с терабайтом на борту всего до $400 - я бы это устройство купил за такие деньги прямо сейчас, не думая ни секунды.

В тех же Штатах (да, мне завидно!) Hewlett Packard предлагает для дома для семьи пару аналогичных решений - HP MediaSmart Server LX195 (три отсека для внутренних дисков, 640 гигабайт на борту, четыре USB-порта, один eSATA, гигабитная сеть - всего $399) и HP MediaSmart Server EX485/EX487 (четыре отсека, 750 гигабайт на борту, четыре USB-порта, один eSATA, гигабитная сеть - $599).


HP MediaSmart Server EX487

К сожалению, к нам эти устройства пока не поставляются, так что заинтересованным остается только молча раскатывать губу, читая описания этих домашних серверов.

Однако есть и другие производители, которые предлагают в России аналогичные устройства - домашние серверы на операционной системе Windows Home Server. Один из этих производителей - фирма "Эпицентр", которая поставляет три вида подобных домашних серверов: модели EPI-1, EPI-2 и EPI-3.


Продукты "Эпицентра"

Когда мне в "Эпицентре" любезно предложили протестировать вторую или третью модель, я, разумеется, согласился, так как давно интересуюсь подобными устройствами, однако мне было интереснее посмотреть в работе самую недорогую (по сравнению с двумя другими) модель - EPI-1. С EPI-2 и EPI-3 все понятно - соответственно четыре и шесть слотов для дисков, горячая замена и так далее и тому подобное. При этом цены с полутерабайтом на борту - под 30 тысяч и под 40. Это, конечно, совершенно уже не домашний уровень. А вот EPI-1 с полутерабайтом поставляется за 18 тысяч - это, конечно, тоже дороговато, но хотя бы как-то может относиться к домашнему решению, особенно когда в сети несколько компьютеров и на сервере лежит задача воспроизведения всякого тяжелого медиаконтента, включая High Definition.

Стоимость хорошего NAS'а на пару дисков - порядка 10 тысяч рублей без накопителей. Таким образом, тот же EPI-1 с вычетом стоимости полутерабайта дороже NAS'а примерно на 5-6 тысяч рублей. Вот и давайте посмотрим, стоит это таких денег или нет...

Итак, домашний сервер EPI-1.

Технические характеристики

Процессор - Intel Atom CPU 330 1,6 ГГц
Память - 2 Гб RAM
Жесткий диск - Hitachi HTS541616J9AT00 160 Гб
Слоты под HDD - 2 х 3,5" SATA II
Порты USB - 6
Ethernet - 1000 Мбит
Габариты - 260 x 140 x 260 мм (В x Ш x Г)
Операционная система - Windows Home Server

По поводу дисков нужны некоторые пояснения. Обычно серверы EPI поставляются или с диском на 500 Гб Western Digital Caviar Green WD5000AADS 32Mb, или с терабайтником аналогичной модели WD Caviar Green. Также все серверы комплектуются 2,5-дюймовым диском Hitachi, Seagate или Samsung на 80 или 160 Гб - на эти диски устанавливается Windows Home Server.


EPI-1

Комплектация

Сервер, документация, программное обеспечение, шнур электропитания, сетевой шнур, крепления и шлейфы для подключения жестких дисков.


Внутренняя часть сервера


Задняя часть

Устройство в работе

Корпус и охлаждение подобраны производителями вполне неплохо - устройство, во-первых, небольшое, а во-вторых, работает практически бесшумно. Я его установил на рабочий стол, но и даже в этом положении сервер практически не было слышно.


Сервер на рабочем столе рядом с предметами для сравнения масштабов

Так как на EPI-1 предустановлена операционная система Windows Home Server (я о ней подробно писал), вам не потребуется подключать устройство к монитору, клавиатуре и мыши. Его нужно просто подключить к розетке и воткнуть в сервер сетевой кабель - желательно от гигабитного свитча или роутера.

После этого на любом компьютере сети нужно установить специальный клиент Windows Home Server, ну и далее в системной области уведомлений появится специальный значок, который демонстрирует статус сервера (подключен, не подключен, есть проблемы в конфигурации), а также вызывает консоль Windows Home Server, показывает расшаренные папки, запускает бекап и так далее.

C помощью Windows Home Server управлять работой сервера EPI-1 (да и любого другого) очень удобно. Сервер может производить бекапирование с дисков всех компьютеров сети, на которых установлена консоль, предоставляет доступ к своим папкам в зависимости от установленных прав пользователей, может подключать различные виды внешних и внутренних накопителей, увеличивая таким образом свой пул дискового пространства, умеет дублировать информацию при необходимости, может значительно расширять свою функциональность при помощи Add-Ins, которые пишут независимые разработчики (например, на него можно установить клиент Bittorrent, чтобы иметь возможность пользоваться торрент-трекерами).


Консоль Windows Home Server

Я тестировал работу этого сервера в течение месяца в режиме 24х7. Мне понравилось, как он работает. Вентиляторы практически не шумят, и EPI-1 не создает дискомфорта, даже когда установлен на рабочем столе. Если его поместить куда-нибудь под стол (где ему, по сути, самое место), сервер не слышно вообще. С надежностью вроде тоже нет никаких проблем - за все время не было ни зависаний, ни каких-то других сбоев.

Так что единственное, что в данном случае не устраивает, - это цена. 18 тысяч с полутерабайтом и с возможностью расширения всего до 2 терабайт - на мой взгляд, дороговато. С другой стороны, EPI-1 где-то на 6 тысяч дороже NAS с возможностью установки двух дисков (я из цены сервера вычел стоимость полутерабайтника). Вычтите оттуда еще стоимость Windows Home Server ($120) - получится, что разница минимальна, особенно если учитывать огромную разницу в функциональности.

В результате, если бы мне пришлось выбирать между NAS и таким сервером, я бы приобрел именно сервер: при некритичной разнице в цене разница в функциональности - огромна.

© 1998–2024 Alex Exler
28.07.2009

Комментарии 34

Спасибо! Было очень познавательно. Народ, а кто знает про выделенные сервера, где можно арендовать у нас? Хотим чтобы наши интернет-проекты быстро загружались, а на обычном хостинге такого достичь невозможно.
18.11.21 14:05
0 0

Мне понравилось предложение от московской компании Ahost, которая предлагает действительно надежные и быстрые сервера в аренду по лояльным ценам. Преимущества в том, что в серверах используются современные NVME диски, которые отличаются стабильностью и высокой скоростью работы. Наверняка и вам будет в помощь такой выделенный сервер в москве для размещения своих проектов.
18.11.21 15:30
0 0

Девайс можно купить на ebay. В Россию доставка есть.
cgi.ebay.com
15.10.09 16:58
0 0

Судя по фоткам, там IDE HDD. Жесть.
10.08.09 09:23
0 0

d945gclf2 существует в двух версиях, с s-video и без (d945gclf2D)

А насчет воспроизведения фильмов, да - бодренько все летает. 😄
07.08.09 10:54
0 0

Захотелось поделиться своими открытиями 😄. Выше я писал о своем самосборе, по конфигурации что-то типа EPI-1. Собирал я его для использования исключительно в качестве NASа (то бишь, файлопомойка-качалка, может еще периодически фтп- веб-сервер). Неожиданно для себя обнаружил, что интеловская мать (с Atom 330) хорошо себя проявляет в качестве медиа-плейера! Проверил на наборе киношек, включая самый тяжелый оказавшийся под рукой бдрип (mkv весом в 6 гектаров) - все воспроизодится на ура, без пауз и прочих проблем. Честное слово, не ожидал.

К слову - по задним разъемам похоже в EPI-1 используется не d945gclf2, а d945gclf (интеловская матплата с одноядерным атомом 270), в моей есть еще разъем s-video.
05.08.09 20:29
0 0

Не очень понимаю использование для простых хранилищ файлов покупное ПО, я даже на работе файл-сервер под Ubuntu сделал с графическим интерфейсом гном, там очень приличный торрент клиент по умолчанию:) и другое полезное ПО, включае бэкап по логарифмическому алгоритму, это если не фильмы, а важные документы хранить, то очень удобно. Из под Windows без проблем соединяешься через samba сервис к зашареным папкем. По терминалу через tightVNC клиент можно соединяться, который тоже бесплатный.
03.08.09 18:20
0 0





Byodr: Не очень понимаю использование для простых хранилищ файлов покупное ПО, я даже на работе файл-сервер под Ubuntu сделал с графическим интерфейсом гном



Я тоже не очень понимаю людей, которые покупают в салонах готовые автомобили вместо того, чтобы собрать их самостоятельно.
03.08.09 18:23
0 0

Alex:

Однако если вам нужно от него чего-нибудь еще - гибкие настройки доступа пользователей и групп пользователей, статистика, удобный торрент-клиент, продвинутый бекап и так далее, - от NAS этого толком получить не удастся просто из-за ограничений программного обеспечения.

Соглашусь про устройства от Synology. Уже пару месяцев пользуюсь DS 209+ вполне удобно работает и бэкап и торренты. Настройки прав доступа тоже в наличии. Декларируют даже поддержку AD, хотя это не проверял. Для торрентов кстати идёт фирменная утилитка по интерфейсу похожая на стандартную качалку, с одним отличием - все задачи на скачивание выполняются NAS'ом.
02.08.09 22:47
0 0

Мировой рекорд 22 Тб. Миф об ограничении 32^2 кластеров по 4096 байт (16Тб) развеян 😄
31.07.09 22:19
0 0

я как то ( когда сервер на WHS настраивал ) тоже таким вопросом задался



подключил к матери и дополнительному satа контроллеру 16 дисков . Часть была на 1 тб , часть на 750 . Все работало без проблем .
31.07.09 21:26
0 0

Граждане знающие,
Подскажите, плиз, тихий корпус за разумные деньги. Или пошлите адресно, где можно посмотреть.
Мой нынешний просто достал меня воем.
Мать -- ASUS 775 P5LD2.
Заранее огромное спасибо.
29.07.09 16:21
0 0

В Windows Home Server есть ограничения по емкости дисков? Или видит хоть 100 Тв?
29.07.09 11:48
0 0

Unclear:

В Windows Home Server есть ограничения по емкости дисков? Или видит хоть 100 Тв?

Пока запихнул туда 7 терабайт - всё видит, всё позволяет использовать.
30.07.09 11:47
0 0

да дешевле выйдет конечно.Ну корпус мах 100 $

мать , проц и память ещё 150 .

Диски - от потребностей .

Виндоус ... все знают где взять если денег жалко . ( у меня все виндосы лицензионные если что )

А удобнее ? Ну не будет корзин для дисков ? Но для домашнего сервера это не критично .
28.07.09 21:19
0 0

Не понимаю я этих страстей. Можно ведь и самому такой конфиг собрать. Мальньких корпусов больше чем достаточно. Даже если человек не спец, он всегда может подобное заказать.
28.07.09 20:41
0 0





Pavel_: Не понимаю я этих страстей. Можно ведь и самому такой конфиг собрать. Мальньких корпусов больше чем достаточно. Даже если человек не спец, он всегда может подобное заказать.



и что, выйдет дешевле и удобнее?
28.07.09 21:06
0 0

Pavel_: Не понимаю я этих страстей. Можно ведь и самому такой конфиг собрать. Мальньких корпусов больше чем достаточно. Даже если человек не спец, он всегда может подобное заказать.


Алекс ясно обозначил, что такие сервера имеет смысл покупать тем, кто не хочет сам ковыряться с комплектующими. Читал я статейку и радовался - картинки такие знакомые... Я как раз вчера собрал себе такую штучку - интеловская мать, точь-в-точь как на картинке (d945gclf2), мини-ITX кейс, гектар памяти (не 2, но разница в цене невелика), полтора терабайта винт (побольше чем в EPI-1) - все-про-все обошлось в 280 баксов. Фактически, в два раза дешевле, чем EPI-1. Но телодвижений производится несколько больше, а в варианте заказать собрать конфигурацию - за сборку тоже скорее всего денежку попросят. Ну и лицензия виндовая... Я ее ставить не буду, поэтому в расчет не включал. Одним словом - нравится ковыряться с железками и иметь выбор, что поставить, как поставить, и сделать все это подешевле - вперед собирать; хочется принести, воткнуть кабель и пользоваться - покупай устраивающее готовое решение.
29.07.09 08:50
0 0

Alex Exler: Так что единственное, что в данном случае не устраивает, - это цена. 18 тысяч с полутерабайтом и с возможностью расширения всего до 2 терабайт
А если 2 диска по 2 терабайта поставить, будет работать? Два ТВ маловато будет.
28.07.09 20:06
0 0

А откуда ограничение в 7 Тб? Ведь 4 диска по 2 Тб (такой сейчас, кажется, максимум) - это уже 8 Тб. Это какое-то архитектурное ограничение? BIOS или контроллер какой-нибудь больший объём не поддерживает? А скоро сделают диски на 3 Тб, потом ещё больше. Тогда что, только два диска по 4 Тб, допустим, можно будет засунуть в сервер?
28.07.09 18:38
0 0

Наконец-то нормальный вариант статьи, с фотографиями серверов в различных ракурсах. А то в Компьютерре всё обрезали, все фотки выкинули - редиски, понимаешь...
28.07.09 18:31
0 0

Алекс, не пробовали на него какой-нибудь медиа-сервер ставить, типа TwonkyMedia?

Хватит ли у него производительности.
28.07.09 14:54
0 0

NASы, кстати, стремительно прогрессируют как по производительности и функциям, так и по цене (в сторону уменьшения, конечно). Например вот:

http://hwp.ru/articles/Obzor_Synology_DS409Slim___fayloviy_server_budushchego_na_25_HDD_SSD_68497/


28.07.09 11:00
0 0